Глава «Бо», которую мы изучаем на этой неделе, повествующая  о трех последних египетских казнях (саранче, тьме и поражении первенцев) и о начальном этапе Исхода евреев из рабства, которую мы изучаем на этой неделе, дает человечеству информацию о великом Пробуждении.

Знаете, как это бывает: когда всякие беды и невзгоды, омрачающие жизнь человека, на поверку, стоит лишь совершить какое-то резкое действие, оказываются кошмарным сном, от которого следует вовремя отрешиться. Еврейские мудрецы советуют: когда кто-то говорит вам: «Вы бессильны что-либо сделать», – смело отвечайте: «Я могу проснуться!». И жизнь перестанет казаться кошмаром. Главное, вовремя проснуться!

Вот и в главе «Бо» мы видим сразу два пробуждения: во-первых, свободолюбивого племени потомков Авраама – Ицхака – Яакова, застывших в многолетнем летаргическом сне физической неволи и идолопоклонничества, а во-вторых, самих угнетателей, вдруг осознавших бессилие своих божков и огромную мощь Силы, освободившей евреев и опекающей их на всем тернистом пути выхода из рабства. Согласимся, что для первых  такое Пробуждение – великая радость, чего не скажешь об их мучителях. То, что происходит с ними в ходе десяти казней Г-сподних, не вписывается в рамки обыденного человеческого восприятия. Такого они никогда не видели, и о том, что подобное вообще возможно, ни от кого не могли даже слышать. Вполне естественно, что и читатель, ознакомленный с кратким, хотя и достаточно ярким описанием в Торе бедствий, постигших египтян по воле Всевышнего, тоже не может себе их в полной мере представить. И это к лучшему, потому что возможности нашей психики ограничены, и увиденное могло бы кое-кому серьезно навредить.

            Поговорим о гибели первенцев. Казалось бы, простая тема, но если в нее вникнуть, то открываются страшные детали: оказывается, понятие «первенец» – лишено возрастной окраски. Это значит, что гибнут не только дети, но и взрослые, уже понимающие, что к чему, и вряд ли одобряющие неуступчивость фараона, возжелавшего вдруг поэкспериментировать с грозной Силой, опекающей евреев. К тому же каждую семью ждут материальные потери в виде первенцев погибшего скота и других домашних животных. Леденящая трагедия разворачивается темной ночью, но египтяне, несмотря на кромешную тьму, отчетливо видят, что с ними происходит, и это приводит их в еще больший ужас.

            Вот как описывают гибель первенцев мидраши: «Когда первенцы в Египте услышали предостережения Моше о казни, в которой они должны были погибнуть, они стали умолять своих отцов: «Пожалуйста, отпустите евреев! Раньше случалось все, что предсказывал Моше, и мы не хотим умирать!» Отцы отвечали: «У каждого мужчины есть десять сыновей. Лучше пожертвовать одним сыном, чем отпустить евреев!»

Видя, что их отцы безжалостны, первенцы решили обратиться к фараону. Они рассуждали так: «Фараон поймет нас, потому что он сам первенец». Они умоляли фараона: «Дай евреям свободу! Почему все мы должны погибнуть, да и ты тоже?»

«Выгоните этих людей из дворца! — гневно приказал фараон слугам. — Мы все должны быть готовы пожертвовать своей жизнью, чтобы не дать уйти евреям!»

Первенцы вернулись домой, но еще до полуночи они учинили в стране дикое опустошение, убивая своих отцов и всех, кто попадался им на пути. Чтобы спастись от Казни, они предпринимали всяческие предосторожности. Некоторые родители скрывали их в храмах идолов, в которых, как им казалось, они будут в безопасности. Многие первенцы бежали в землю Гошен, чтобы уснуть в тех же кроватях, что и сыны Израиля.

Когда наступила полночь, слова Ашема сбылись. Всемогущий сошел на грешную землю в сопровождении множества Ангелов Уничтожения. Сам Ашем убивал первенцев, а Ангелы Уничтожения поражали первенцев, находившихся в чреве матерей.

Сомневающимся в такой неописуемой жестокости не следует забывать мудрый завет праведников: “тот, кто милосерден к жестоким, станет жесток к милосердным”. То есть не жалеть тех, которые не знают жалости ни к себе, ни к другим – террористов и негодяев всех мастей, рас и вероисповеданий. Это поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.