«С этой недельной главы начинают читать четвертую книгу Моисеева Пятикнижия, – писал о главе «Бемидбар», которую мы изучаем на этой неделе, – духовный лидер нашего поколения Любавический Ребе. –  Своей тематикой она резко отличается от предыдущей книги «Ваикра» (Левит). Если книга «Ваикра» охватывает всего лишь месячный период времени, но зато весьма богата заповедями, то книга «Бамидбар», при сравнительно малом числе упомянутых в ней Божественных предписаний, описывает жизнь в стане израильтян на протяжении почти всего их странствования в пустыне.

          …РАМБАМ, приступая к комментированию книги «Бамидбар», так описывает ее содержание: «Книга эта целиком посвящена временным предписаниям, данным им (израильтянам), когда они находились в пустыне, и чудесам, которые произошли с ними… Она рассказывает, как начал Он поражать мечом их врагов и как заповедал им о разделе земли. Но почти нет в этой книге заповедей для грядущих поколений…»

Символично, что глава «Бемидбар» всегда читается за несколько дней до праздника Шавуот, когда мы отмечаем обретение Торы. И тут не уйти от вопроса, который задают многие: почему Б-г явил нам Свою Тору в пустыне? В таком неуютном месте, где мало воды, необходимой изнуренному жаждой организму. Нет высоких кустов или деревьев, дарящих нам защитную тень. Да и вся жизнь начинается лишь ближе к вечеру, когда спадает жара, из-за которой в дневное время все живое замирает.

            Пустыня – это жаркие, раскаленные от безжалостного солнца пески, страшные пустынные ветры, вызывающие пыльные бури, от которых усталым путникам трудно найти спасение. И ощущение глобального одиночества: когда в этом гибельно опасном мире только ты, твои соратники (по несчастью здесь находиться) и Небеса, как единственная надежда на счастливый исход…

            На этот вопрос в книге «Мидраши рассказывают» дается такой ответ: «Есть несколько причин, по которым Б-г предпочел пустыню обитаемым землям. Среди них такие: Если бы Тора была дарована в Эрец Исраэль, обитатели этой страны притязали бы на особую близость к Торе. Чтобы научить нас тому, что у каждого еврея равная доля в Торе и равные обязательства перед ней, Б-г говорил с евреями в такой местности, куда каждый мог беспрепятственно попасть.

            Являя Тору в пустыне, Б-г учил нас, что желающий стать великим на поприще изучения Торы должен уподобиться пустыне, т.е. стать ничейным. Эти слова означают: Как в пустыню может беспрепятственно вступить всякий, так и еврей должен быть смиренным.

Еще одна характеристика пустыни — ее пустота. Интеллект еврея, прежде, чем в нем смогут укорениться идеи Торы, должен быть подобен пустыне, чист от всякого чуждого.

           Вот и Всемогущий в поисках подходящего для дарования Торы места приблизился к Красному морю. Но оно убежало от Него, как сказано в Теилим (114:3): “Море увидело (Всемогущего) и побежало”. Морю стыдно было предстать перед Шехиной, ибо на его берегу находился идол Баал Цефон, которому поклонялись египтяне.

          Тогда Ашем подумал, что местом дарования Торы могут быть горы, но горы “прыгали в сторону как овцы” (там же). Они убежали, зная, что недостойны участвовать в Откровении, ибо на их вершинах идолопоклонники установили свои изваяния. Наконец, Шехина приблизилась к пустыне, и пустыня не отступила. Она могла принять Всемогущего без страха и стыда, ибо была абсолютно пуста и не запятнана идолопоклонством. Поэтому для дарования Торы Б-г избрал пустыню».

            Для нас в этом кроется вечный урок: беречь свои души от опустошения, себя и своих близких от превратностей жизни, и помнить, что двери общины всегда открыты.