В.Бронштейн
Недавняя трагедия с батискафом «Титан», погружавшимся для обозрения своего погибшего век назад тезки «Титаника» – какая зловещая символика! – наводит на грустные размышления. На борту батискафа, совершавшего чисто коммерческий развлекательный восьмидневный рейс, были три туриста-миллиардера, заплатившие по $ 250000 и два сотрудника фирмы – ее директор и пилот. Это было их последнее погружение. Остались лишь обломки подводного судна и ни следа – от тел путешественников, раздавленных четырехкилометровой толщей воды.
Что это было? Зачем и кому были нужны их смерти? Так мой приятель Сергей Самфопалов задал в ФБ основополагающий вопрос: – Какая была цель экспедиции?
Понимаете – цель! И так как никто в мире здраво на это не ответит, остается признать лишь одно – Подводный мир посмотреть – себя показать. А точнее – смерть от избытка жизненных удовольствий.
Сочувствую пострадавшим и их близким, ни в коей мере не осуждаю их, но смысл их гибели плохо вписывается в разумение ценности жизни, за что и во имя чего стоит жить, или, в случае необходимости – умереть.
В иудаизме есть понятие А́нгелы сме́рти (ивр. מַלְאַךְ הַמָּוֶת [мала́х ха-ма́вэт] «вестник смерти», забирающие по поручения Всевышнего душу (жизнь) человека. Они приходят к нам по-разному. В естественном ходе житейских событий – от болезней, старости, несчастных происшествий на земле, под землей, в воздухе и в воде.
Смерть на поле боя, защищая себя, близких, свою страну и нравственные ценности – это судьба, от которой не уйдешь – благородна и почетна. Если ты сражаешься за правое дело, а не наемник на щедрой оплате.
Гибель талантливых ученых, испытывавших на себе вакцины от опасных заболеваний – во имя жизни других людей, подлинный подвиг!
Самоубийцы – не от полноты радостей жизни, а, скорее, от их отсутствия, нежелания жить и мучаться физически или морально дальше. Оставим в стороне алкоголизм и наркоманию – они признаны медицинским миром как заболевания духа и плоти, желанием окунуться в мир грез, недоступный другими, более щадящими способами.
Но чтобы умереть от полноты жизни, от перехлеста удовольствий и тяги к новым – это, простите, выходит за рамки здравого отношения к тому, что досталось тебе Свыше с единственной целью – сделать мир вокруг себя лучше, чище, порядочнее.
Смерть от полноты жизни – это неудачная охота, где погибло не несчастное животное, а невезучий охотник – бывший Харьковский губернатор Евгений Кушнарев. Или конное дерби, где депутат Игорь Еремеев погиб от падения с лошади, угодившей в лисью нору.
Покорение Джомолунгмы (Эвереста), забравшее десятки жизней. Там на тропе смерти, на высоте более 8000 метров, до сих пор лежит немало трупов в полной альпинистской амуниции. Забрать их оттуда невозможно, вот и теперь мимо них проходят, мрачно оглядывая своих предшественников, новые испытатели судьбы, своих сил и возможностей. Полнота жизни обходится иногда очень дорого. Так стоит ли?
Бывший губернатор Алтайского края и в прошлом известный юморист Михаил Евдокимов, разбившийся насмерть в автомобильной катастрофе на скорости под двести километров. Государственный человек, спешил, наверное, по делам. Вы думаете, эти дела не решились без него? Еще как! Так стоило ли устраивать такие гонки?
Недавно узнал, что есть так называемая Премия Дарвина— виртуальная антипремия, ежегодно присуждаемая лицам, которые умерли наиболее глупым способом.
Вы думаете таких мало? Посетитель ресторана, скончавшийся после того, как подавился куском мяса, видно, так оголодал, что набросился на него без чувства меры.
В 2008 году премия Дарвина досталась бразильскому священнику, который вооружился GPS-навигатором, надел шлем и привязал к стулу тысячу воздушных шариков с гелием. Поднявшись на высоту шесть тысяч метров, он вспомнил, что не умеет пользоваться GPS. Через два месяца его останки нашли в море в 100 километрах от берега.
Второго апреля этого года погибли сразу два участника соревнований по скоростному поглощению пищи. Один подавился пончиком, другую погубили блины.
У всемирно известной танцовщицы Айседоры Дункан был узнаваемый символ – ярко-красный шарфик, который ее второй супруг Сергей Есенин окрестил «Дунькиным платком». В сентябре 1927 года шарф, верный партнер в ее танцевальных номерах, сломал Айседоре шею, попав в ось автомобиля, который вез женщину на встречу с любимым. Вот такая странная гибель.
В общем, друзья, давайте больше ценить свою жизнь, не совершать опасные глупости и надеяться попасть в те 17% жителей земли, которые, согласно статистике, погибают внезапной смертью, в основном, во сне.