На третий день после того, как в стане Аврама, ставшего теперь Авраамом, выполнена заповедь «брит-мила» – обрезание, которому были подвергнуты все лица мужского пола, а первыми – сам Авраам и его старший сын, тринадцатилетний Ишмаэйл, начинается действие главы «Ваера» (в переводе с иврита –  «И явился»), изучаемой на этой неделе.

            Что такое «третий день после обрезания»? Для маленького ребенка – ничто, он уже и не помнит, как на минутку всплакнул, когда моэль легкой рукой отсек ему жалкий кусочек крайней плоти. Для 99-летнего старца  третий день после обрезания – это ощутимый дискомфорт и болезненное состояние.

            Несмотря на недомогание, Авраам не лежит недвижно в своем жилище и далек от того, чтобы стонами и причитаниями вызывать сострадание ближних. Он выходит наружу и садится в ожидании тех, кто, возможно, нуждается в его помощи, ведь для нашего праотца немыслим день, прожитый без добрых дел.

            Как оказалось, вышел он не напрасно: «И явился ему Б-г в дубраве Мамрэй, а он сидел при входе в шатер во время зноя дневного». Брейшит: 18;1.

            Видя болезненное состояние и переживания доверившегося Ему праведника, Всевышний посылает к нему трех ангелов в образе путников.

            Обратим внимание,  как повел себя Авраам, обнаружив рядом с собой незнакомцев. Пожилой человек «…побежал навстречу им (побежал – не пошел! – И.В.) от входа в шатер, и поклонился до земли. И сказал: Владыка! Если я обрел благоволение в очах Твоих, не пройди мимо раба Твоего».

            Внешне ангелы были неотличимы от обычных людей и одеты в привычные для путников одежды. Они не походили на какое-то начальство, а тем более – на посланников Всевышнего. Но в поведении Авраама проявляется незыблемое правило нашей традиции: относиться к любому гостю, как к истинному посланнику Небес и важнейшему в настоящий момент для тебя человеку.

            Не будем останавливаться на внимании, которым окружили путников люди дома Авраамова. Чем и как они потчевали желанных гостей. Поговорим лучше о понятии гостеприимства в том смысле, как его трактуют исследователи еврейской многовековой традиции.

            В этом плане глава «Ваера» служит краеугольным камнем гостеприимства, образцом отношения к тем, кто волею судьбы попал в затруднительное положение.  В истории человечества именно эта глава содержит изначальные примеры того, как следует относиться к бесприютным собратьям и просто путникам.

            Библейское понятие гостеприимства, изложенное в главе «Ваера», вовсе не дружеское застолье, типа заурядной пьянки. Это, прежде всего, оказание  помощи, то есть бескорыстная доброта, идущая от самого сердца, когда человек, при необходимости, готов поделиться даже последним, что имеется в его доме. Еда, крыша над головой, теплая постель и личное участие – вот что такое гостеприимство в понимании еврейских традиций. Неотъемлемая грань душевной щедрости и благородства, исключающая ситуации, подобно такой:

            Звонок в дверь. Хозяин открывает, на пороге — гости.

 — Да вы хоть бы предупредили, — упрекает их хозяин.

— Да вот хотелось вас дома застать…

            Экстраполируя библейское гостеприимство на нынешний день, можно выделить два основных направления. Государственное, определяемое количеством и качеством предоставляемого приезжим жилья разных типов, например: отелей, мотелей, гостиниц и кемпингов, в котором наша страна, к сожалению, сегодня не в перечне ведущих. И наличие добрых людей, готовых поделиться всем с ближним и не оставить его в беде. Здесь украинцы – из лучших наследников духовных ценностей Святого Пятикнижия.

            Понимание и соблюдение добрых традиций предков поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.