На этой неделе мы читаем главу: «Тазриа», где рассматриваются законы поведения человека, когда он поражен болезнью «цараат», в просторечье называемой словом «проказа». Из священных стихов этих глав мы узнаем, как следует поступать, чтобы вернуться в состояние духовной чистоты (на иврите – таѓор).
Конечно, лучше бы не столько возвращаться в состояние «тагор», сколько прилагать все усилия, чтобы из него не выходить…
Чтобы свято хранить свою духовную чистоту, кроме неукоснительного соблюдения законов и установлений нашей главной Книги, есть один безотказный ключ – любовь к ближнему.
Не будем забывать, что раби Шломо Ицхаки (РАШИ) в своих трудах утверждал, что проказа, как правило, наказание сплетникам, которые своими грязными вымыслами портят жизнь достойным людям: разбивают семьи, ссорят друзей…
Чтобы не впасть в великий грех, следует постоянно контролировать тот орган человека, который еврейские мудрецы считают самым «быстрым» из всех нам известных человеческих органов. Так Рабейну Бехайе в своей книге «Обязанности сердец» исходит из того, что существует особый орган, превосходящий любую быструю мысль, потому что он начинает незамедлительно действовать еще до того, как в голове эта мысль сумела оформиться. Поэтому он учит нас воспитать в себе драгоценное умение «останавливать язык и держать рот на замке так, чтобы стал язык самым трудным на подъём (тяжёлым) органом, ибо его невероятная быстрота – причина абсолютного большинства промахов и ошибок».
Следует раз и навсегда запомнить истину, предупреждающую нас от губительных ошибок. Она звучит так: «Человек, любящий жизнь, стремящийся к долголетию, чтобы видеть добро! Стереги язык свой от зла и уста свои — от лживых слов. Не совершай зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему» (Теилим, гл. 34, ст. 13-14).
Но если уж случилась беда, и на теле появились белесые пятна нечистоты, внешне похожи на пятна от других кожных заболеваний, то ее степень по нашему Закону может определить не врач или мудрец, не раввин или другой уважаемый человек, а лично Коэн, священнослужитель (даже если он несовершеннолетний).
– Почему так? – удивитесь вы. И Тора ответит: доверять в таком важном деле, как определение чистоты или нечистоты человека, что может привести его к отторжению из людского сообщества (без права на ошибку!), можно лишь тем, кто наделен от рождения даром любить других – нашим благородным священнослужителям.
Дар любить других – великий дар!
Недаром основатель хасидизма великий Баал Шем Тов не раз говорил: – «Когда мы замечаем чьи-либо несовершенства, это означает, что у нас они тоже есть. Например, отсутствие любви. Которая, как ничто другое, умеет скрывать любые людские недостатки, чем в корне отличается от ненависти, когда мы замечаем в человеке только плохое. Таков закон нашего бытия…».
Запомним это, друзья, чтобы впредь давать любым явлениям исключительно трезвые оценки, и будем учиться замечать в других только хорошее. Такой жизненный подход поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты!