Каждое утро праздника Суккот, исполнив заповедь благословления “четырех видов растений”, предыдущий Любавический Ребе, рабби Йосиф-Ицхак Шнеерсон, позволял всем желающим использовать для произнесения благословения его лулав и этрог. Множество хасидов пользовались этой возможностью, несмотря на то, что у них были свои лулавы, считая великой честью выполнить мицву с предметами, принадлежащими Ребе.

Однажды, после того, как этрог Ребе был в очередной раз ему возвращен, весь покрытый пятнами и царапинами от того, что прошел через сотни рук, один из его хасидов спросил рабби Йосиф-Ицхака: “Почему Вы позволяете такому множеству людей использовать свой этрог? Посмотрите, что с ним стало! Он потерял всю свою красоту!”1

“Наоборот!” – возразил Ребе, – “Это самый прекрасный этрог в мире! Разве может быть у этрога большее украшение, чем тот факт, что сотни евреев исполнили с ним мицву?”

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Хасид здесь ссылается на принцип иддур-мицва (“украшение заповеди”). Одной из вещей, которая характеризует “красоту” этрога, является его чистота.