Владимир Давидович Гаухман (1939-2006 г.г.) родился в городе Херсоне 3 августа 1939 года в семье журналиста и медицинской сестры. В конце 1943 года, когда отец был на фронте, Володя, оставшийся вместе с матерью в оккупации, был вывезен в Германию и до конца войны находился в контролируемой фашистами Югославии. Благодарение Богу – все члены его семьи после войны встретились живыми в родном городе. Детство и юность любознательного Володи прошли в уютной атмосфере частного дома на Военном, среди книг, журналов, пластинок. “Какие удивительные вещи со дня рожденья окружают нас!” – воскликнет он потом. Наиболее сильное влияние все годы имел на него отец Давид Петрович Гаухман – известный в городе журналист, ответственный секретарь редакции областной газеты. Сочинять стихи Владимир Гаухман начал почти 50 лет назад, будучи школьником. Начиная с самых ранних стихотворений, у поэта прослеживается своеобразное переплетение лирических и иронических нитей в поэтической ткани: Не любит – не надо! Мне грустно не стало – в любви, разобраться, хорошего мало. Окончив школу с золотой медалью, Владимир в 1956 году поступил в Крымский госмединститут, и почти сразу к нему пришли широкая известность и признание в студенческой среде вузов Симферополя, как к автору юмористических стихов и поэм. По окончании института Владимир Гаухман выбирает профессию дерматовенеролога, имеющую весьма сомнительное отношение к богине любви Венере, которой он уже служит как поэт. Возможно, в этом проявилось своеобразие его грустной иронии. После нескольких лет работы в районной больнице степной части Крымского полуострова В. Гаухман возвращается в родной институт на кафедру кожно-венерических болезней, на которой работает профессор А.И. Милявский – не только учитель и советчик по линии медицинской профессии, но и известный поэт, член Союза писателей СССР. Однако – изобретательность ума должна иметь какой-то выход – и В. Гаухман бросает «насиженные места» и друзей, служит в Советской Армии в Забайкальском военном округе. Знакомится с жизнью почти всех районов СССР, жадно впитывая живые события и впечатления, обогащая реальным опытом прежний «опыт ума». В 1978 году он окончательно оседает в родном Херсоне. В 70-е годы его юмористические поэмы «Гонореада» и «Сифилиада» в самиздате разошлись по просторам всего СССР, их читали и заучивали профессора, врачи, студенты-медики, и не только медики. И очень мало, кто замечал в его юморе неизменную, тонкую интонацию иронии и грусти. Всё это время В. Гаухман публикуется в областных газетах, литературных альманахах, коллективных сборниках поэзии. Успешная врачебная деятельность (зав. отделением инфекционной больницы, зав. поликлиникой Облкожвендиспансера) забирает немало времени и сил. …И в откровении своём доверясь Богу и поэтам, мы все неправильно живём, и горе в том, и счастье в этом. В 1997 году выходит сборник вышеупомянутых поэм с общим названием «Венериада», в 1998 году – книга юмористической поэзии и литературных пародий «Не любит – не надо», которые отличаются высоким уровнем профессионализма. Но знаменательным оказалось то, что в том же 1998 году в Киеве увидел свет, хотя и менее объёмный, сборник «Доверие к судьбе», в который вошли лучшие лирические стихотворения последних 10-ти лет. Эти стихотворения, написанные, казалось бы, почти разговорной речью с проникновенной интонацией, содержат в себе некий магический кристалл, благодаря которому они воспринимаются как откровение. Этот «кристалл» и есть таинство творчества и таланта. С момента выхода этого сборника поэзия В. Гаухмана становится исключительно лирической, а эмоционально-смысловой узор её становится всё более философским, что подтверждает правоту тех проницательных ценителей поэзии, которые ещё 30 лет назад воспринимали его, в первую очередь, как лирика, тяготеющего к раздумьям и философической иронии. И непритворность этих глаз, как солнце в зиму, была для искушённых нас невыносима. Нам почему-то кажется, что в этой строфе поэт штрихами нарисовал образ своей музы. Поэзия Владимира Гаухмана диалектична, но противоречия ума и души, мысли и чувства в его стихах – не трагичны и оставляют в душе читателя не более, чем лёгкую грусть надежды: Надеяться сердце не смеет, но изредка, но иногда представит весь мир, занемеет и падает, словно звезда. Ценной составляющей сборника «Вверх по течению» можно считать стихи «военной» тематики, в которых простые метафоры и обыденные образы обладают удивительной силой воздействия правды: Лейтенант Похоронили его под огнём. Яма суха была и мелковата. В спешке подумал комбат виновато. что не найдёт лейтенанта потом. Степь оплывала, как медь трубачей, даже в оврагах трава пожелтела. Пешего строя неровное тело дёргалось, как ослабевший ручей. Было военной судьбой суждено, чтоб через год возвратилась колонна. Только сменился состав батальона, да и комбата убили давно. Возможно, здесь сказалось давнее влияние отца – военного журналиста. Профессия врача справедливо считается гуманной и, по общему мнению, хотя и требует больших душевных затрат, но где-то романтична. Много говорится и об особом удовлетворении медиков чувством выполненного долга. Тем не менее никто лучше врачей не знает: как страшно умирать или выздоравливать с каждым своим больным, как разрушают с годами душу чужие трагедии, как тяжело протекает любая болезнь у них самих, какая это каторжная работа, если быть честным с больными и собой. Зная, что поэт В. Гаухман – ещё и врач с колоссальным стажем врачебной работы, мы под совсем другим углом воспринимаем настойчивую горечь разочарования или сладость безнадёжности, присущих его поздним стихам: Встречи, сны, поля и реки, ночь в Крыму уходящему навеки ни к чему. – или: Уходит жизнь из нашей власти, как разлюбившая Кармен. – или: Так много прожито, потеряно, оставлено… Полвека напряжённого творчества, раздумий, находок и потерь не могли не привести поэта к мысли – ещё раз пересмотреть свой творческий путь, обобщить, подвести некий итог: Когда рассудок, не спеша, понять нам это обещает, прощальный холод ощущает осиротевшая душа. Название сборника «Вверх по течению» глубоко продумано и исключительно точно отражает замысел автора. Безусловно, если идти «вверх по течению», то это на самом деле будет «против течения».. Но это в реальности. Сила поэтической фантазии и мыслей Владимира Гаухмана легко позволяет ему вместе с читателем повернуть вспять течение событий и даже времени в поисках самих себя. Владимир Гаухман умер 22 августа 2006 года от злокачественного заболевания легких. Сын Алексей работает в Москве. Жизнь свою сверяет с жизнью отца. Поэтический дар не наследовал, но достаточно талантлив и старается жить так, чтобы быть достойным своего отца… Источник: Блог Натальи Юрченко (жена Владимира Гаухмана)