В небольшой главе «Ваелех», которую мы изучаем на этой неделе, повествуется про событие, имеющее точную дату: седьмое адара 2488 года – последний день земного пребывания великого вождя еврейского народа Моше.
Мы с удивлением отмечаем, сколько деяний за последние земные сутки свершил 120-летний праведник, и понимаем, что без Небесной помощи это невозможно. Смотрите, что ему в тот день удалось:
• Заключить новый завет между Ашемом и сынами Израиля (как это было объяснено в главе «Ницавим»);
• Обучить евреев песне Аазину.
• Благословить все колена.
• Тринадцать раз переписать всю Тору с начала до конца, от “В начале сотворил” до “перед глазами всего Израиля”. То есть оставить после себя 13 собственноручно написанных свитков Торы. Сделать это можно было только с помощью чудесного содействия Небес, ибо нет на свете человека, который был бы в состоянии переписать за день свиток Торы даже один раз.
• Распределить двенадцать свитков Торы между коленами, а тринадцатый поместить в ковчег, чтобы его хранили левиты. Отныне если кто-нибудь вздумает проявить собственное творчество и внести изменения в любую часть текста Торы, всегда можно сверить его правильность с оригиналом, хранящимся в ковчеге.
• Убедительным обращением успокоить евреев, потрясенных известием о неминуемой смерти их многолетнего лидера.
Известно, что великий кормчий еврейского народа не хотел умирать. Начиная с первого адара, когда Моше узнал о неизбежности своей смерти, и вплоть до дня своей кончины, седьмого адара, он постоянно молил Ашема продлить его жизнь. (Ибо человек не должен терять веру в милосердие Б-га, даже если приговор уже вынесен.)
Отказ Всевышнего продлить дни Моше проясняют следующие слова, в которых заложен глубокий смысл: “Твои дни умрут, а не ты”, которыми Ашем подтвердил известный принцип еврейской традиции, гласящий, что праведника зовут “живым” даже после его смерти.
Вспомним, что предрек Ашем, обращаясь в тот день к Моше: «…вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить за богами чужого народа той земли, в среду которого он там войдет, и оставит он Меня, и нарушит союз Мой, который Я заключил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и сокрою лицо Мое от них, и будет он истреблен, и постигнут его многие бедствия и невзгоды; и скажет он в тот день: «не потому ли, что нет Бога моего среди меня, постигли меня бедствия эти?». Дварим, 31; 16-17. Не трудно представить себе, какую боль испытывал при этих словах Моше, посвятивший всю жизнь своему народу и отдающий себе отчет в том, скольких недостатков мы должны избавиться, чтобы соответствовать гордому званию избранного Им народа…
Именно теперь, накануне перехода из одного качества в другое (от племени беглецов из Египетского рабства – к хозяевам собственной земли), на первое место выходит тема глубокого переосмысления всех ошибок, вольно или невольно допущенных каждым из нас, и как ее следствие – глобальное раскаяние, проходящее ежегодно через грозное торжество Судного дня – Йом-Кипура.
Вопрос переосмысления ошибок это, прежде всего, сопоставление собственных поступков с тем, что требует от нас Тора. Разумеется, при полном понимании того, что основой основ Б-гоугодного человеческого поведения являются наши добрые дела, большие и маленькие, направленные на то, чтобы менять мир к лучшему, нести тепло другим, ощущать не только свою, но и чужую боль. Понимание этого поможет нам сберечь себя и своих близких, и не забывать, что двери синагоги всегда открыты.