В главе «Гаазину», которую мы изучаем в эту неделю, особое место занимает последняя песнь Моше, являющаяся одной из десяти пророческих песен, где в поэтической форме предсказано будущее еврейского народа.

Все есть в этой песне, известной каждому еврею, интересующемуся историей своего народа: и то, что с нами происходило раньше, и то, что непременно случится впредь. Недаром Моше перед смертью обучал свой народ ее священным стихам.

Но эта песнь еще и является серьезным страховым полисом. С ней наш великий праведник обращается к небесам и земле -свидетелям того, что он в конце своего жизненного пути предупредил евреев, что любой ослушник (а то и все вместе) будут непременно  наказаны за отход от законов Торы. Он сравнивает учение Всевышнего с дождем, росой, т. е. с водой, без которой нет жизни и растение не может расти. И вывод: Тора – духовный источник жизни еврейского народа, без нее он погибает и растворяется среди других народов.

            Еще раз вспомним те десять песен-пророчеств, которые исследователи наших священных текстов выделяют особо, как сыгравших огромную роль в жизни еврейского народа, а шире – всего человечества:

  1. Первую песнь Адам произнес в Ган Эдене. Он составил “Песнь для дня Шабата”, в которой восславил величие Шабата.
  2. На берегах Ям Суф Моше и сыны Израиля пели песнь о своем чудесном освобождении от армии фараона.
  3. Сыны Израиля пели песнь, восхваляющую колодец Мирьям (раздел Хукат).
  4. Моше научил народ песне Аазину в день своей кончины.
  5. В битве с эморейцами в Гивоне, когда солнце чудесным образом остановило свое движение ради побеждающей еврейской армии, Йеошуа пел тоже пел свою песнь.
  6. Девора и Барак сочинили песнь, когда Б-г предал в их руки врагов, в том числе и хананейского полководца — Сисру (Шофтим 5).
  7. Когда Хана родила Шмуэля после долгих лет бесплодия, она восхвалила Ашема пророческой песнью (Шмуэль 2).
  8. В конце жизни царь Давид сочинил песнь в благодарность Ашему за спасение от врагов (II Шмуэль 22).
  9. Царь Шломо написал «Шир аширим» (Песнь песней).
  10. Но десятую, самую великую песню, споют евреи, когда Б-г освободит их от нынешнего изгнания.

Мидраши повествуют, что предшествовало песне Гаазину, и как это все происходило:

«Перед тем как начать песнь Аазину, Моше приказал небесам и земле: “Замрите! Не двигайтесь, пока я не закончу мою песнь!”

Небеса задрожали. Ужасающее смятение потрясло высшие миры из-за того, что человек осмелился посягнуть на движение вселенной.

“Моше, Моше, — раздался голос, — зачем ты вызываешь этот беспорядок?”

“Я приказываю небесам и земле остановиться, ибо я призову Имя Ашема. Поэтому воздайте честь нашему Б-гу!” — отвечал Моше.

При этих словах земля и небеса затихли и пребывали в таком состоянии до тех пор, пока Моше не закончил свою пророческую песнь. Счастлив тот человек, которому повинуется природа!».

            Иногда спрашивают: почему Моше выбрал таких необычных свидетелей песни Гаазину, как небеса и землю? Не проще ли было обратиться за этим к уважаемым членам еврейского сообщества, которые, несомненно, были бы горды  оказанной им честью?

            Нет, им все было рассчитано безупречно: он избрал свидетелей, которые переживут любого человека и будут существовать вечно. Которым не может не поверить Сам Всевышний. Поэтому нам остается помнить, что мы – адресаты этой песни и должны беречь себя и своих близких, не забывая, что двери синагоги всегда открыты.