В главе Ваикра, открывающей книгу Ваикра, которую мы начинаем читать на этой неделе, Всевышний сообщает Моше законы корбанот – животных и хлебных жертв, приносимых в Святилище. Как мы уже знаем, жертвы бывают разные. Рассмотрим в рамках нынешней беседы так называемые “Повинные жертвы” (ашам), приносимые теми, кто присвоил чужое имущество, кто сомневается, не нарушил ли один из запретов Всевышнего, или кто “изменил Всевышнему”, обманув ближнего, поклявшись ложной клятвой.
Антисемиты всех мастей упрекают нас в тех качествах, которых у настоящего еврея, чтящего волю Всевышнего и Его заповеди, не может быть по определению, так как Тора решительно осуждает любые формы обмана: «И сказал Господь Моше так: Если кто согрешит и совершит проступок пред Господом … или обманет ближнего своего… То, согрешив и сделавшись виновным, он должен…». (Ваикра, 5;21.23).
Наши враги говорят, что евреи – немыслимые хитрецы, привыкшие обманывать людей других народностей. И люди, не знающие наших традиций, склонны верить этому бреду. Рассеять подобные глупые наветы может перечень правил, регламентирующих поведение евреев в разных областях жизни и, в том числе, в такой важнейшей отрасли жизнеобеспечения людей всех времен и народов, каковой является торговля. Приведу их в той последовательности, в которой они содержатся в наших традиционных источниках:
• Нужно быть очень осторожным, чтобы не обманывать других людей (евреев или неевреев) при купле-продаже и других деловых сделках. Нельзя даже держать в доме неправильные гири. Торой запрещается делать вещь более привлекательной, чем она есть на самом деле: покрасить старое ведро, чтобы оно выглядело, как новое; положить наверх корзины самые лучшие из фруктов, а гнилые спрятать внизу и так далее. Также запрещено обманывать в отношении цены данной вещи, например, говорить, что она нам стоила дороже, чем на самом деле. Запрещено устанавливать цены на вещи намного выше, чем в других магазинах, более того, если покупатель узнал сразу после покупки, что с него взяли слишком высокую плату, во многих случаях он может вернуть товар назад. Запрещается также делать вид, что хочешь купить какую-то вещь, когда на самом деле это не так.
• Так же как продавцу нельзя обманывать покупателя, так же и покупателю нельзя обманывать продавца. Например, если продавец не осознает настоящей цены вещи (думает, что это бронзовая вещь, когда она золотая), то покупателю запрещается воспользоваться случаем и купить эту вещь по дешевке.
• Запрещено красть что-либо у любого человека – еврея или нееврея. Даже взять чужую вещь ради шутки, с целью позже вернуть владельцу, тоже запрещается, и даже само желание чужого запрещено. Любое присвоение чужого имущества без разрешения считается воровством. Если человек украл чужие вещи, мицва вернуть их назад, но если это невозможно (например, он съел украденную пищу), то пусть вернет стоимость украденного. Тот, кто крал у многих и не знает, как теперь вернуть, пусть поговорит с раввином. Нам запрещено покупать у профессиональных воров (как евреев, так и неевреев), так как почти все, что они продают, было украдено у других.
***
Вот он, настоящий еврейский подход к взаимоотношениям с другими людьми, независимо от их национальности и вероисповедания. Так, и только так, мы обязаны поступать всегда, везде и со всеми. Это поможет нам сберечь себя и своих близких, быть полезными членами общества и не забывать, что двери общины всегда открыты.