Мне часто вспоминается диалог между  Любавичским Ребе и главным раввином Израиля Мордехаем Элиягу, поделившимся с Ребе мыслями о том, как он побывал у Стены Плача  и увидел поблизости   благотворительную столовую, открытую хабадской организацией «Колель Хабад», где раздавали бесплатные обеды для всех желающих.

Раввин Элиягу с удовлетворением отозвался о столь замечательной идее, когда люди приходят получить порцию горячего супа  и тут же, вместе с ней, получают порцию духовной пищи – урок Торы или беседу на религиозную тему. Правильно, и главное – продуктивно!

На что Ребе задумчиво сказал: «Давать голодному еврею еду – это уже сама по себе большая мицва. Но нет необходимости накормить еврея лишь для того, чтобы он прочитал лист Талмуда. Надо дать ему пищу для того, чтобы он был сыт…».

  О чем говорят слова: «дать человеку пищу, чтобы он был сыт»? О том же, что содержится в главе «Кдошим», одной из двух глав («Ахарей» и «Кдошим») изучаемых нами на этой неделе: «А когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего и опавшего при жатве твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и оставшихся отдельных ягод в винограднике не подбирай: бедному и пришельцу оставь их, Я Господь, Бог ваш», что укладывается в великую нравственную формулу поведения Избранного народа, данную нам Торой один раз и на все времена: «Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, а люби ближнего твоего, как самого себя; Я Господь».

Любить ближнего – это непростая задача. Не заставлять же человека любить кого-то по приказу. Но любить ближнего, в понимании – относиться к нему, как относятся друг к другу любящие люди, – это не вопрос дискуссионного плана, а краеугольный принцип Торы, диктующий так относиться к другим, вне зависимости от того, насколько они нравятся нам. Видный раввин Арье Кармель в своей книге «Еврейский образ жизни» писал: «Отношение к людям не является чем-то застывшим. Наши действия влияют на наши чувства. Если мы начинаем заботиться о человеке, беспокоиться о нем, он становится нам ближе – и мы начинаем к нему лучше относиться, к нему возникает интерес и симпатия. Мы вкладываем в него частицу себя, и уже одно это заставляет нас смотреть на него по-иному. Чувство, что другой человек готов ответить на наши чувства, – уже путь к любви. Тора хочет, чтобы «росла любовь в Исраэле».

Для того, кто только начинает осваивать мудрость наших священных текстов, вопрос «любить ближнего» является непростой проблемой. Многие хотели бы понять, как такие взаимоотношения должны выглядеть на практике. Мой старший брат реб Авраам Вольф, главный раввин юга Украины и Одесской области, дает прихожанам такой практический совет: «Не надо ждать, когда ближний придет к тебе и попросит о помощи. Не стоит дожидаться, когда кто-нибудь не выдержит и закричит: «Возлюбите меня!». Надо приложить все свои мысли и энергию, чтобы помочь другому еврею. Мы должны выяснить и понять, чего ему не хватает в материальном и духовном плане, а затем сделать все, чтобы восполнить недостающее. Это и называется работой по осуществлению агавас Исроэль – истинного исполнения заповеди любви к ближнему».

Любить другого – это значит заботиться о нем. Мерой нашей любви к Б-гу является наша любовь к ближнему. Недаром говорят: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?!

Только такое понимание истинной любви поможет нам сберечь себя и своих близких и не даст забыть, что двери общины всегда открыты.