На этой неделе мы изучаем главы: «Матот» и «Масей», затрагивающие ряд важных проблем. Об одной из них, отношении к захваченным у врага ценностям, поговорим в рамках нынешней беседы. 

История учит, что в основе войн прошлого лежали причины материального свойства. И прежде всего, желание получить силой то, что принадлежит другим по праву собственности.

Здесь, правда, есть занятный нюанс: если человек залез в чужой дом и пытается унести с собой чужое имущество и другие ценности, то мы это квалифицируем как заурядное бытовое воровство, преследуемое по имеющимся в любой стране законам.

Другое дело, когда армия недругов примерно с той же целью нападает сразу на множество чужих домов и ведет боевые действия с их защитниками. Это мы называем уже войной и, стремясь рассудить, кто здесь прав, а кто виноват, начинаем разбираться в подлинных причинах губительного человекоубийства. 

Не будем рассматривать современные определения войн как «справедливые» и «захватнические». Здесь разница понятна каждому. А вот о судьбе трофеев, доставшихся армии-победительнице, стоит поговорить подробнее.  

Как правило, все войны древности, раннего и позднего средневековья сопровождал открытый грабеж. Считалось непреложным фактом, что люди, рисковавшие жизнью во имя победы, имеют полное право на материальную компенсацию своих усилий в виде присвоения любых, попавших им в руки, ценностей. Известная формула «Три дня на разграбление» захваченной крепости или города – во все времена служила неплохим стимулом для рисковавших своей жизнью и надежно легитимировала доставшуюся им добычу.

            Тема трофеев нашла свое отражение и в нашей Главной Книге. В главе «Матот» содержится прямая инструкция, требующая неукоснительного соблюдения, о том, как поступать с захваченными в бою ценностями: «И Г-сподь сказал Моше говоря: Исчисли поголовно захваченных в плен, от человека до скота, ты и Элазар, священник, и главы родов общины. И раздели добычу пополам между воинами, ходившими на войну, и всей общиной. И возьми дань Г-споду от воинов, ходивших на войну: по одной душе из пятисот – из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота. Из их половины возьмите это; и отдай Элазару, священнику, в возношение Г-споду. А из половины, что у сынов Исраэйля, возьми по одной доле из пятидесяти – из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, из всего скота домашнего, и отдай их Левитам, исполняющим обязанности при скинии Г-сподней». (Бемидбар, 31,25:30).

            Так и было сделано. А в итоге, уже после битвы: «И подошли к Моше начальники, которые над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники, И сказали Моше: рабы твои сосчитали поголовно воинов, которые поручены нам, и не убыло ни одного из них. И вот приносим мы приношение Г-споду, кто что добыл, из золотых вещей: запястья, пряжки, кольца, серьги и подвески для искупления душ наших пред Г-сподом». (Бемидбар, 31, 48:50).

            Казалось бы, какое дело современнику до того, как распределялись трофеи тысячи лет назад, мало ли утекло воды с того далекого времени? Ан нет: уже то, что Всевышний прямо указывает Избранному народу, как поступать с захваченным в бою, указывает на Его высшую волю по поводу необходимости самого сражения, то есть дает четкий ответ на упреки всякого рода недоброжелателей по поводу захватнического характера проводимых сынами Исраэйля сражений. Ведь то, что предписано самим Всевышним, не подлежит оценке в рамках привычных для людских взглядов характеристик, типа «справедливости» или «несправедливости». Оно необходимо – и точка!

            Ибо любое дело, освященное Свыше, должно нами свято выполняться, что сбережет нас и наших близких и не даст забыть, что двери общины всегда открыты.