В главе «Ки таво», в переводе с иврита «когда придешь», изучаемой на этой неделемы знакомимся как бы с послесловием к нашей главной Книге, где нам предлагается сделать главный в своей жизни выбор.

            Что это за выбор? – Кем тебе быть! От шутливых – и до важных вещейНапример, быть мальчиком – это вопрос пола. Быть мужчиной – вопрос возраста, быть джентльменом – вопрос воспитания. А вот быть настоящим иудеем – это вопрос главного выбора. Который ты определяешь сам: идти по жизненному пути с Всевышним, или брести в безвестность по рытвинам и ухабам  в компании сомнительных попутчиков...

            Требование сделать выбор относится не только к нашим далеким предкам, но и к каждому из нас, их кровных наследников, то есть эти слова актуальны для каждого еврея и на все времена. Как полагают исследователи священных текстов: «Выбор, единожды сделанный нами при заключения договора с Б-гом, должен ежедневно повторяться на уровне каждого человека – и человеческого общества в целом, которое и называется в Торе “народ Израиля”. Израиль – народ, но суть этой формулировки на самом деле значительно шире, чем только народ: это новый образ существования, при котором человек осознанно живёт в диалоге с Творцом Вселенной».

            Главное здесь – не обманываться, что в этом диалоге ты равный участник. Хорошо уже то, что тебя допустили к Всемогущему, и ты можешь быть выслушан, понят и поддержан…

            Обратите внимания на слова: «Г-спода превознес ты ныне, чтобы был Он тебе Б-гом и чтобы ходить по путям Его и соблюдать уставы Его и заповеди Его, и законы Его, и слушать гласа Его. И Г-сподь превознес тебя ныне, чтобы был ты Ему особым народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его.

            И чтобы поставить тебя выше всех народов, которые Он сотворил, на хвалу и на славу, и на благолепие, и чтобы был ты народом святым у Г-спода, Б-га твоего, как Он говорил». (Дварим, 26; 17-19).

            Отсюда следует, что евреи не «выше всех народов» по факту своего рождения или какому-то природному праву. Быть евреем – это стать членом единого сообщества тех, кто стремится «ходить по путям Его». А это значит, любой может войти в наше сообщество и стать, таким образом, иудеем. Добро пожаловать!

            Тогда почему так непросто принять гиур, чтобы и де факто, и де юре стать настоящим евреем? Отчего для прохождения его требуется значительное время и большие усилия собирающегося принять нашу веру?

Принятие прозелита «под сень Божественного присутствия» (см. Шхина) сравнивается с заключением Израилем завета с Б-гом, то есть сопровождается обрезанием, омовением и жертвоприношением (Бр. 2:4).

Кандидат обязан принять на себя все 613 заповедей Торы  перед судом из трёх судей. Если кандидат — мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления — окунание в микве  завершает процедуру. Женщина только окунается в микве.

Как мы знаем, прохождение гиура имеет несколько этапов, каждый из которых связан с выполнением ряда специальных законов. Желающий принять его часто испытывает куда большую тяжесть ограничений, чем рожденный от матери-еврейки, которому ничего и никому не надо доказывать, а можно лишь радоваться, что так повезло в жизни, и свято выполнять полученные на горе Синай Заповеди. Но почему так строги иудеи к принятию в свои ряды новых членов?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что вошедший в наше святое сообщество и не выполняющий законы Всевышнего, ставит под удар всех нас: ведь “возвышение” Израиля условно, оно для того и делается, чтобы мы свято хранили Его заповеди.

Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей, сыгравших большую роль в истории нашего народа. Вспомним моавитянку Рут, жизнь которой относится к последним годам периода Судей, настолько привязанную к своему мужу-еврею, что, овдовев, она решила не расставаться со своей свекровью Наоми, приняла ее религию и стала знаменитой библейской праведницей, подлинным символом вхождения в еврейский народ, отчего  часто женщины, проходящие гиюр, выбирают себе ее доброе еврейское имя. Но, повторяю, приход в иудаизм – процесс сложный.

В любом случае, возвращаясь к теме нашей главы, нельзя забывать, что еврейский Выбор – между двенадцатью проклятиями и таким же количеством благословений. И сделав его верно, мы сберегаем себя и своих близких и не забываем, что двери общины всегда открыты.