В преддверии Пурима часто спрашивают: – «Почему мы, зная Кто на самом деле всегда спасал и спасает еврейский народ, читаем на этот праздник Свиток Эстер? Почему так чтим супругу Ахашвероша, всего лишь, нашептавшую мужу о царедврце-антисемите, и тем выполнившую свою историческую миссию? Так ли уж велики заслуги этой женщины, чтобы хранить тысячелетия ее имя?»
​Я расскажу вам сегодня об этой женщине то, чего нельзя найти в свитке, зато что сохранилось в бессмертном своде еврейских устных преданий. Вывод – за вами.
​У этой истории, собственно, два женских персонажа: экс-императрица Вашти и ее преемница Эстер. Обе они – настоящие женщины, способные на яркий самоотверженный поступок. Разница между ними – это разные виды нравственности, попробуем же разобраться, какая система взглядов для нас с вами, современных людей, ближе.
Конечно, если бы мы не знали, как издевалась на пике своего могущества Вашти над еврейскими девушками, имевшими несчастье угодить к ней в рабство, то скорее всего, пожалели бы ее, непокорную, отказавшуюся выполнить унизительное требование супруга: снять верхние одежды, чтобы явить свою красоту нетрезвым гостям. Возможно, она надеялась, что ее снова, как и раньше, выручит из трудной ситуации волшебная красота. Не знаю. В любом случае – это поступок! Правда, она совершает его из личных побуждений, сберегая собственную гордость, не желая, открыв лицо перед посторонними мужчинами, – потерять его. Собственно, для восточной женщины и сегодня снять паранджу – немыслимая дерзость.
Другое дело – Эстер. Узнав от своего кузена Мордехая, какая угроза нависла над еврейским народом, и желая ее предотвратить, она просит его только об одном: собрать всех иудеев и объявить ради нее трехдневный пост. По законам персидского царского двора любому, осмелившемуся самовольно, без приглашения царя, предстать перед его глазами, чаще всего грозит смертная казнь. Такой двор и такие порядки… Можно только представить себе, как выглядела она, осунувшаяся, с глубоко запавшими глазами, когда пришла к своему повелителю. Зато что может быть благороднее и выше ее цели – спасения своего народа?! Одного такого поступка вполне достаточно, чтобы выиграть любое морально-нравственное сравнение со своей строптивой предшественницей. Но есть и другой, менее известный аспект ее целеполагания. Чтобы осознать в полной мере, чего стоило Эстер на самом деле прийти по своей инициативе к грозному супругу, позволю себе рассказать и то, о чем как-то не очень принято говорить у нас вслух.
По мнению ряда исследователей и, в частности, известного своей объективностью Магарака, Эстер была не сестрой, а женой Мордехая. Разумеется, связь эта не афишировалась, и посланцы царя, проводившие отбор красавиц на конкурс претенденток, забрали молодую женщину в гарем против ее воли. И надо понимать, ее отношения с Ахашверошем, даже когда она стала царицей, носили вынужденный или, прямо скажем, насильственный характер. Другое дело теперь, когда она пришла к нему по собственной воле. Отныне, согласно Аллахе, их отношения перешли в совсем иную плоскость: это был для нее не просто приход к законному супругу – это был окончательный уход от любимого. Уход навсегда. Так что, если говорить современным языком, стоимостная емкость поступка двух наших далеких предков по спасению своего народа – воистину бесценна: два разбитых сердца…
​И останется теперь Эстер с нелюбимым мужем навсегда, до самого конца, да тихо исчезнет в темных закоулках мировой истории. Зато имя ее станет бессмертным в веках. Как символ преданности своему племени. Той преданности, что сильнее любой любви на свете. Незабываемая…
​Главный раввин города Херсона и Херсонской области
​​​​ Иосеф-Ицхок Вольф.