Глава«Беар»небольшая по размеру, но емкая по содержанию. В ней содержатся законы шмиты (седьмого года «покоя земли»). Что же представляют собой эти законы, и почему столь важным является для Избранного народа их выполнение в Эрец Исраэль?

            На горе Синай Ашем велит Моше передать сынам Израилевым, что: «… когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню. Шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой и собирай плоды ее (земли); а в седьмой год суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай. Что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и виноградника с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя да будет для земли. И да будет суббота земли вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, которые живут у тебя. И скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будет весь урожай ее в пищу». (Ваикра 25; 2:7).

            Подобный принцип «отдыха земли» указан Ашемом на пятидесятый год владения сельхозугодьями  – после семи семилетних циклов обработки почвы. Это особый год, названный Всевышним «юбилейным», когда свобода земли трансформируется в освобождение всех, находящихся в рабстве и трудящихся на ней.

            В широком понимании, законы шмиты означают требования покоя, отдыха, т.е. субботы, – и для людей, и для земли, обеспечивающей нас пропитанием. Без свободы от трудовой деятельности, определяемой понятием субботы, не может быть и по-настоящему плодотворной работы. Известно, что в эпоху Первого Храма и в годы, предшествовавшие ему, евреи нарушили в общей сложности семьдесят субботних лет. И что – славно поработали? Вдоволь насытились плодами своего грешного труда? Как бы ни так! Столь невиданное «трудолюбие» закончилось для них  семидесятилетним Вавилонским пленом, где вместо добровольного труда пришлось нести ярмо принудительного. То есть, прослеживается роковая закономерность: когда евреи не соблюдают законы шмиты и йовеля, не дают покоя Святой земле в отведенные для этого годы, Б-г отправляет их в изгнание – чтобы земля отдохнула от них…

            А теперь рассмотрим описания Земли Обетованной, сделанные  разными людьми и в разные времена. Историк Иосиф Флавий незадолго до разрушения Второго Храма, в период, предшествующий многовековому Изгнанию писал: «Исключительно плодородна эта земля; она изобилует пастбищами и усажена разнообразными деревьями… Жители страны превратили ее в цветущий сад; ни один клочок не остался заброшенным. При таком изобилии неудивительно, что города Галилеи и многочисленные деревни очень плотно заселены. Даже в самой маленьком селении живут не менее 15 тысяч человек».

            Великий еврейский раввин и мыслитель Рамбан в 1260 году, посылая сыну в Испанию свои впечатления о нашей исторической родине, утверждал другое: «Что сказать тебе о состоянии страны… Она совершенно заброшена и велико ее опустошение… Те ее места, которые обладают большей святостью, опустошены больше, чем менее святые места. В самом большом запустении и разрухе пребывает Иерусалим».

            Любой, посетивший Израиль, или знающий, чем и как живет сегодня Земля обетованная, имеет собственное представление о невиданном расцвете еврейской державы. Ее успехи в агротехнике, осушении болот, медицине, высоких технологиях, современном градостроительстве, – общепризнаны и несомненны. Исполнились пророческие слова ребе Магараша (рав Шломо Эйдельс, XVII век, Польша) предрекавшего три столетия назад: «Пока народ Израиля не живет в своей стране, она не дает плодов. Но когда она снова расцветет и вознаградит сеятелей плодами, это верный знак, что близится конец дней, время Великого Спасения, когда все евреи вернутся на Родину».

            И этот час пришел. Вернувшись, с Б-жьей помощью, в свою страну, относясь к ней, как чуду, которое надо ежедневно своими силами укреплять, Эрец Исраэль расцвела, сберегая нас и наших близких и не давая забывать, что двери благословенных еврейских общин всегда и для всех открыты.