Как и много веков назад, сегодня трудно сказать, что заставило лидера левитов Кораха, именем которого названа изучаемая на этой неделе глава, поднять других уважаемых сынов Исраэйля на бунт против братьев Моше и Аарона, признанных кормчих Поколения пустыни. Об улучшении материального положения и льготах здесь речь не идет, так как в его лице мы имеем дело с одним из самых состоятельных людей того времени, истоки богатства которого нами уже разбирались в предыдущих годичных циклах чтения Торы. Доброй славой и уважением соратников он тоже обладал в полной мере, ибо по рождению  был двоюродным братом Моше и Аарона. Скорее всего, в основе его поступка все-таки лежала зависть. И самоуверенность, в немалой степени вызванная огромным состоянием.

Умные люди называют зависть – «скорбью о благополучии ближнего», толкающей нас на не самые лучшие поступки. Даже такое гадкое явление, как антисемитизм, рассматривается как зависть к детям Адама и Хавы тех, кто произошел от обезьяны.

Интересно, что это чувство активно используется в торговле. Так, на Брайтоне, при входе в магазин меховых изделий, висит табличка: «Мужчины учтите – женщинам нужны не теплые шубы, а дорогие! Потому что ни что так не греет зимой… как зависть подруг!». На том же основана шутливая телевизионная реклама: «Внимание – новинка! Супер крем для лица! Он не только делает вашу кожу нежной и гладкой, но и вызывает глубокие морщины зависти у ваших подруг!»  

Что можно сказать про других бунтовщиков? Те, кто поддержал Кораха, несмотря на свое высокое положение, оказались слишком доверчивы и были лишены качеств, необходимых для подлинного лидерства: сдержанности, житейской сметки, твердости во взглядах.

Мы знаем, какое страшное наказание досталось на долю Кораха и его несчастных сторонников.

То, чем они занимались, называется «раскачиванием лодки», а точнее – «раскачиванием власти». Именно так делаются разного рода революции. Вначале оспаривается легитимность власти: законно ли ее получили действующие вожди? Затем под сомнение ставятся способности  руководства и их цели, которые, по мнению бунтовщиков, расходятся с нуждами и чаяниями народа, а то и просто враждебны интересам общества. И власть, неспособная себя защитить, со временем размывается, тает и превращается в полное безвластие…

На этом остановимся подробнее. Сама идея власти, тем более, дарованной Небесами, для нормальной жизни людей имеет огромное значение. Недаром лидер нашего поколения Любавичский Ребе поддерживал мнение мудрецов, призывавших  молиться за благополучие власти, и объяснял это так: «Потому что, когда нет страха перед властью, создается положение, позволяющее людям «глотать друг друга живьем» (Трактат Авот, гл.3, 2). Нет никакого закона и порядка, каждый делает, что ему вздумается. В таком положении спокойному изучению Торы мешает страх неизвестности перед тем, что может произойти в следующий момент. Когда же есть страх перед властью, государство пребывает в состоянии законного режима и устойчивого порядка. Даже если сама государственная власть осуществляется нежелательным образом… все равно, люди не делают, что им вздумается. И это рассеивает опасения человека за свою жизнь. Каждый шаг и вздох людей регулируется этим страхом наказания, который не позволяет людям «глотать друг друга живьем».

Ребе продолжает: «Имя тому, кто сказал все это – рабби Ханина, заместитель первосвященника, сын Терадиона. Эти два мудреца времен Мишны были из числа десяти замученных римскими властями, рассказ о трагической судьбе которых мы читаем в одной из молитв Йом-Кипура. Оба они страдали от притеснений власти, которая относилась к ним с ужасающей жестокостью. Несмотря на это, они всячески подчеркивали в своих высказываниях необходимость молиться за благополучие власти, так как, «если бы не страх наказания, люди глотали бы друг друга живьем».

            Впрочем, многовековая еврейская традиция допускает исключения из правила «молиться за благополучие власти». Когда высший раввинский суд принимает постановление, что эта власть является преступной по отношению не только к людям, но и ко Всевышнему…

Теперь читатель может сам оценить, в какую пучину безвластия мог повергнуть еврейский народ Корах своими выступлениями против Моше. Люди, пожирающие друг друга, – вот возможный итог его борьбы за «равенство и справедливость», а по сути – за пост первосвященника. Этим и вызвано тягчайшее наказание ослушников.  

Так что, будем молиться за благополучие властей, беречь себя и своих близких, и помнить, что двери общины всегда открыты.