Одна из самых ёмких по содержанию глав Торы, включающая 54 заповеди (17 повелительных и 37 запретительных), это глава Рээ, изучаемая нами на этой неделе. В ней рассматривается самый широкий спектр вопросов: от борьбы с идолопоклонством – и до перечня священных дат, неукоснительно отмечаемых всем просвещённым иудейством.
Рассмотрим отрывок, содержащий важнейший аспект еврейского бытия – оказание всемерной помощи нашим близким, попавшим в беду:
«Если будет у тебя нищий, один из братьев твоих, в одних из ворот твоих на твоей земле… не ожесточай свое сердце и не сжимай руку свою перед твоим неимущим братом. Но раскрой ему свою руку и дай ему взаймы по мере его нужды, чего ему недостает. Береги себя, чтобы не было в твоем сердце злого умысла: мол, приближается седьмой год, год прощения [долгов]… и не дашь ему, и [он] возопит [в обиде] на тебя к Г-споду, и будет на тебе грех. Давать ты должен ему, и пусть не досадует твое сердце, когда даешь ему, ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всяком твоем деле и во всяком начинании твоем. Ибо не переведутся нуждающиеся на земле, поэтому я заповедую тебе так: раскрывай твою руку брату твоему, твоему нищему и твоему нуждающемуся на твоей земле» (15:7—11).
Смысл этого текста прямо совпадает с заповедью «если обеднеет твой брат, и придёт в упадок у тебя, то поддержи его…» из главы «Бегар», где речь тоже идет о помощи нуждающимся, чему великий Рамбам посвятил свои «Законы о подарках бедным». Но могут ли быть прямые повторы в нашей Главной Книге, где нет ни лишних слов, ни даже букв или знаков, что мы уже не раз отмечали ранее?
Так вот, повтора здесь нет, так как заповедь из главы «Бегар» всего лишь подразумевает частный случай с благополучным человеком, временно испытывающим материальные трудности, что обязывает каждого еврея оказать ему поддержку, прежде чем он обнищает окончательно.
Зато в расширенном отрывке из главы «Рээ» содержится целый ряд ситуаций, могущих возникнуть «по мере нужды человека», с определенным перечнем «чего ему недостаёт». Это и помощь старику, которому не хватает хлеба, и юноше, который по бедности не может жениться, и больному, у которого нет денег на лечение…
Но жизнь многогранна, и может случиться, что в нашей помощи нуждаются несколько человек, а возможность оказать реальную поддержку есть лишь для одного. Как тогда быть, кому и почему следует отдать предпочтение?
Тема спасения людей в тех или иных ситуациях породила целый ряд нравственно-этических споров. Известен случай, когда к Чингисхану подошла жена одного князя, с просьбой освободить её родных. Чингисхан сказал:
— Вот, перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу только одного, кого выбираешь?
Не задумываясь, она ответила:
— Брата.
— Объясни мне, почему?
Женщина сказала:
— Мужа я могу найти, сына я смогу родить, а вот брата не могу создать.
После услышанного Чингисхан освободил всех троих.
Если помните, в самолетах при разгерметизации рекомендуется сначала надеть кислородную маску на себя, а потом на ребенка. Потому что, замешкав с надеванием маски на дитя, вы можете погубить и себя, и его. То есть, в таких случаях надо спасаться самому, чтобы потом спасать других. Запомним это. Подобные рекомендации исходят из опыта, а точнее – оплачены человеческой кровью.
Именно в главе «Рээ» содержится инструкция, кому отдавать предпочтение, когда оказать помощь вы можете лишь одному. Она в словах «один из братьев твоих» и означает, что брат (а шире – родственник) имеет преимущество перед всеми остальными, разумеется, если они находятся в равном положении. Нельзя забывать и слова «в одних из ворот твоих», означающие, что после наших родственников мы должны помогать беднякам нашего города и уже потом — беднякам других городов в нашей стране, «на твоей земле».
Таким образом, Тора учит, что даже в таком сугубо личном деле, как оказание помощи, должен присутствовать порядок, которым устанавливается определённая очерёдность, в какой мы должны эту помощь оказывать.
Общий принцип гласит: помогая другим, нельзя руководствоваться собственными симпатиями и антипатиями, а единственно – степенью родственной или иной близости, с учётом здравого смысла и собственных возможностей. Что касается родственников, то мы обязаны помогать им, какими бы ни были отношения между нами. А это, кстати, помогает учиться любить человека, чему призывают основы иудаизма.
Любовь – любовью, но следует помнить, что жертвование десятины из своего дохода на общественные нужды и помощь бедным – не просто благое пожелание Торы, а прямое предписание, действующее и поныне, за невыполнение которого полагается наказание.
Поэтому следует помнить, что, помогая другим, мы помогаем себе, а это значит, сумеем сберечь себя и своих близких и не забыть, что двери общины для всех открыты.