Темой нашего сегодняшнего разговора является песня – широко известная песнь Моше из недельной главы Гаазину, которую мы читаем на этой неделе, отличающаяся от всех прочих произведений мирового песенного искусства тем, что она является одной из десяти песен-пророчеств, где в поэтической форме предсказано наше с вами будущее.
Все есть в этой песне, известной каждому еврею, интересующемуся историей своего народа: и то, что с нами происходило раньше, и то, что непременно случится впредь. Потому Моше и счел необходимым перед своим уходом обучить родной народ ее священным стихам.
Но эта песнь еще и является для лидера Поколения пустыни неким страховым полисом. Ведь с песнью Гаазину великий праведник обращается к небесам и земле -свидетелям того, что он в конце своего жизненного пути предупредил евреев, что любой ослушник (а то и все вместе) будут непременно наказаны за отход от законов Торы. Он сравнивает учение Всевышнего с дождем, росой, т. е. с водой, без которой нет жизни и растение не может расти. И вывод: Тора – духовный источник жизни еврейского народа, без нее он погибает и растворяется среди других народов.
***
Вот эти десять песен-пророчеств, которые исследователи наших священных текстов выделяют особо, как играющие огромную роль в жизни еврейского народа, а шире – всего человечества:
- Первую песнь Адам произнес в Ган Эдене. Он составил “Песнь для дня Шабата”, в которой восславил величие Шабата.
- На берегах Ям Суф Моше и сыны Израиля пели песнь о своем чудесном освобождении от армии фараона.
- Сыны Израиля пели песнь, восхваляющую колодец Мирьям (раздел Хукат).
- Моше научил народ песне Аазину в день своей кончины.
- В битве с эморейцами в Гивоне, когда солнце чудесным образом остановило свое движение ради побеждающей еврейской армии, Йеошуа пел тоже пел свою песнь.
- Девора и Барак сочинили песнь, когда Б-г предал в их руки врагов, в том числе и хананейского полководца — Сисру (Шофтим 5).
- Когда Хана родила Шмуэля после долгих лет бесплодия, она восхвалила Ашема пророческой песнью (Шмуэль 2).
- В конце жизни царь Давид сочинил песнь в благодарность Ашему за спасение от врагов (II Шмуэль 22).
- Царь Шломо написал «Шир аширим» (Песнь песней).
- Но десятую, самую великую песню, споют евреи, когда Б-г освободит их от нынешнего изгнания.
Первые девять песен названы шира (женский род), а десятая названа шир (мужской род), как сказано: “В этот день в земле Иеуды будет спет шир (Иешаяу 26:1).
После освобождений, послуживших поводом для сочинения первых девяти песен, неизбежно следовали новые трудности. Поэтому каждое из освобождений подобно состоянию женщины, переживающей тяготы беременности, родов и все-таки снова и снова радующейся зарождению новой жизни.
Потому мы и верим, что именно десятая песнь освобождения нас от вековечного изгнания положит конец всем невзгодам, поможет сохраниться нам и нашим близким, и не даст забыть, что двери еврейской общины всегда открыты.