По мере обострения напряженности вдоль северной границы Израиля растущий флот иранских беспилотников «Хезболлы» становится серьезной угрозой, проверяя пределы возможностей сложных систем ПВО Израиля, пишет журналистка Israel Hayom Нета Бар. Эти беспилотные летательные аппараты (БПЛА) продемонстрировали тревожную способность проникать в воздушное пространство Израиля, вызывая разрушения и жертвы, при этом часто уклоняясь от одной из самых передовых в мире сетей ПВО.

БПЛА «Шахед-136» на военном параде КСИР в окрестностях тегерана, сентябрь 2024 года

Хотя «Хезболла» понесла значительные потери во многих своих системах вооружений, которые не смогли оказать существенного воздействия в ходе продолжающегося конфликта, арсенал беспилотников террористической организации стал настоящей занозой для Израиля. Что делает эти иранские беспилотники реальной угрозой, и как им можно противостоять?

В то время как многие системы вооружений «Хезболлы», включая дальнобойные ракеты и высокоточные боеприпасы, с трудом наносят серьезный ущерб Израилю, множество беспилотников, которые организация получила от Ирана, превратилось в реальную угрозу и вызов для Израиля. 

Ранее «Хезболла» использовала беспилотники в основном для разведывательных целей, это началось еще до Второй ливанской войны 2006 года. С развитием иранской программы БПЛА за последние два десятилетия «Хезболла», как и другие иранские сателлиты, была оснащена большим количеством передовых иранских беспилотников для разведки, атаки и уничтожения целей.

«Мирсад»

БПЛА, который поразил израильскую военную базу, вероятно, был дроном «Мирсад», произведенным иранцами. Это небольшой самолет со взрывчатой ​​боеголовкой весом около 20 килограммов, который может развивать скорость около 200 километров в час. Подобным инструментом «Хезболла» хорошо владеет и за последнее время не раз его использовала.

DR3 

В арсенале беспилотников «Хезболлы» — несколько ключевых моделей для атак и «самоубийственных» миссий, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки. Так, «Хезболла» владеет некоторым количеством тяжелых и больших крылатых ракет модели DR3, созданных на базе российских беспилотников «Туполев», переоборудованных в самолеты-«самоубийцы», которые могут достигать дальности более 200 километров с тяжелой боеголовкой весом 300 килограммов. Они обладают значительными преимуществами, но также и явными недостатками.

Для тяжелого беспилотника требуется массивная пусковая установка, которая должна быть размещена в здании или на грузовике и может быть сравнительно легко обнаружена. За последние недели ЦАХАЛ успешно уничтожил нескольких таких беспилотников, спрятанных в гражданских домах на юге Ливана. Пока нет известных успешных пусков этого оружия.

«Каррар»

Это иранский беспилотник, созданный на основе американского реактивного беспилотника «Страйкер». «Каррар» — своего рода «истребитель для бедных», поскольку он сочетает в себе возможности самоубийственных атак, сброса бомб и даже запуска ракет класса «воздух-воздух» против самолетов. Его дальность относительно велика, и «Хезболла», по-видимому, пыталась использовать его во время гражданской войны в Сирии.

Однако реактивный двигатель «Каррара» и относительно высокая радиолокационная заметность делают его менее эффективным для дальних миссий на израильской территории и гораздо более уязвимым для израильских систем ПВО.

 «Абабил-T»

Серия «Абабил», названная в честь вида птиц из исламского фольклора, является «рабочей лошадкой» иранского флота беспилотников. Ранние модели серии служили «Хезболле» еще в начале 2000-х годов, и некоторые даже попали к террористической организации ХАМАС.

«Абабил-T» — это усовершенствованная серийная модель с улучшенной навигационной системой, эффективным и тихим двигателем внутреннего сгорания, который очень трудно обнаружить радаром. «Абабил-T» достаточно маневренен, чтобы оптимально использовать ливанскую местность и, таким образом, избегать перехвата по пути к границам Израиля. Ему не нужна большая пусковая установка, его можно запускать практически из любой местности.

Однако его относительно небольшой радиус действия, около 120 километров, ограничивает работу в районах, близких к границе. А продвижение ЦАХАЛа на территорию Ливана может еще больше снизить эффективность использования этих беспилотников по территории Израиля. 

«Шахед-136»

«Шахед-136» оказался одним из самых важных активов в арсенале беспилотников «Хезболлы». У него тихий электродвигатель и чрезвычайно низкая заметность для РЛС, что делает его очень трудным для перехвата. Дальность почти 800 километров и бронебойная боеголовка весом около 8 килограммов. Из-за сложности перехвата он относительно медленный и летит со скоростью около 120 километров в час, что составляет лишь малую часть от скорости других дронов-«смертников», имеющихся в распоряжении «Хезболлы».

Однако его относительно простые системы дают ему еще одно преимущество: он очень дешевый, стоит всего 20 тыс. долларов за единицу. Это означает, что его можно иметь в больших количествах, как это и делает «Хезболла». Его очень легко запускать, и для его развертывания требуется минимальное пространство на земле. Все эти качества делают его идеальным дроном для атаки роем, как продемонстрировала «Хезболла».

Как противостоять этому?

Крайне важно понимать, что война с использованием дронов и БПЛА — это развивающаяся форма боя, которая изменилась почти до неузнаваемости за последние годы и заставила многие армии по всему миру, от Мьянмы до Украины, бороться со значительными проблемами и вызовами.

Для Израиля существует несколько центральных проблем в борьбе с этой угрозой. Во-первых, беспилотники с низкой радиолокационной заметностью, летящие очень близко к земле, изначально трудно перехватываемы, а горная местность южного Ливана и Галилеи еще больше усложняет их обнаружение. Вторая проблема заключается в том, что даже при раннем обнаружении БПЛА окно перехвата очень невелико и иногда просто полностью пропускается.

Еще одна проблема — тактика использования роя беспилотников, большого и скоординированного количества транспортных средств, которые могут прибывать из нескольких мест одновременно, «перегрузить» ПВО и гарантировать, что по крайней мере некоторые из беспилотников поразят цель с убийственной точностью. Массив ПВО Израиля изобилует лучшими в мире средствами обнаружения и перехвата, но даже он с трудом справляется с угрозой.

Старший научный сотрудник Альянса по защите прав на противоракетную оборону Тал Инбар объясняет, что оборонное ведомство не удивлено этим: «Проблема начинается с топографии. Рельеф Ливана гористый, в отличие от равнины, где находится Газа. Он изрезан горами и долинами и очень затрудняет обнаружение самолетов, летящих низко и использующих рельеф местности, чтобы спрятаться в нем. У нас пока нет системы, которая может изменить правила игры. Наш успех будет зависеть от систем и точной концепции работы».

Возможным частичным решением проблемы является возврат к использованию пушек Vulcan, которые стреляют небольшими снарядами с огромной скоростью и могут быть размещены во многих ключевых точках по всему северу в качестве дополнительного средства перехвата.

Кроме того, ввод лазерной системы в эксплуатацию также может частично помочь закрыть пробелы при перехвате роя беспилотников — улучшить возможности перехвата. Только опыт, координация и обучение на протяжении многих лет склонят чашу весов в пользу обороняющейся стороны в битве с беспилотниками иранской «оси».