Еврейский народ вправе гордиться нравственным уровнем своих сыновей, способных даже в минуты тяжелых испытаний не отойти от святых заповедей нашей вечной Книги. Разбирая истоки такой духовности, мы обязательно  возвращаемся к временам, когда только формировалась наша нация.

Во второй книге Торы «Шмот» (Имена), которую мы начинаем изучать на этой неделе, идет речь именно о таком формирующем народ периоде – пребывании потомков Яакова в Египте, продолжавшемся 210 лет. И если первые десятилетия были удачливы для наших предков, то последние 116 лет ознаменовались для них физически тяжким рабством и унижающими национальную гордость нравственными испытаниями.

Сегодня мы знаем, что все это завершилось чудесным Исходом, когда Всевышний вспомнил о своем народе и данных его праотцам обязательствах. Но до этого мы должны были пройти длительный и тяжкий путь, в ходе которого, несмотря на все трудности, лишь закалились в огненном горниле чужеземного изгнания.

После смерти Йосефа фараон и его приближенные, опасаясь усиления влияния растущего еврейского племени, создали план мероприятий по противодействию кажущейся им угрозе. Евреи высоко ценят жизнь – лишить их жизни, и точка!

В предыдущих годичных циклах чтениях Торы мы уже говорили об отказавшихся уничтожать еврейских мальчиков благородных повитухах, добрые имена которых – Шифра и Пуа – стали на все времена жизнеутверждающим  символом доброты и человеколюбия.

Потерпев поражение с повитухами, фараон растерялся, но ему приснился загадочный сон о старике с весами, на чашах которых маленький белый ягненок перевесил всю фараонову знать. Его главный толкователь снов,  известный маг Билам заявил: “Смысл вашего сна не вызывает сомнений. Это предсказание, что в один прекрасный день еврейский ребенок уничтожит Египет”.

Мудрый философ Итро пытался отговорить фараона от враждебных действий по отношению к евреям, а праведник Иов из земли Уц, видя недовольство властителя,  решил самоустраниться и бежал в Мидиан.

Всем трем советникам Ашем воздал по принципу мера за меру: Итро, рискнувший своей жизнью ради того, чтобы дать беспристрастный совет, был вознагражден потомками, ставшими главами Санхедрина и наделенными способностью справедливо судить других;

Билам, посоветовавший убивать евреев, был впоследствии сам ими убит;

Иов, не захотевший высказать свое мнение, получил свою долю страданий. Ведь того, кто может протестовать против зла, но не делает этого, Ашем считает виновным».

Между тем, принимая решение убивать еврейских младенцев, фараон не учел, что физические меры против народа, выполняющего поставленную Всевышним задачу: «Плодитесь и размножайтесь!», – бессильны. Придет время, и более коварные юдофобы поймут, что для верующего человека физических препятствий не существует, а более серьезная угроза таится в другой плоскости: стать таким, как все. Ассимилироваться. Забыть, что только вера и выполнение заповедей Всевышнего надежно хранят нас и наших близких, держа двери общины всегда открытыми. Сделаем все, чтобы у них это не получилось.