Раввин И.Вольф                                                                       

           Накануне праздника Песах, с которым от всей души поздравляю я наших прихожан и друзей общины, желая им добра, мира и благопреуспевания, мы читаем главу «Цав», названную так по начальным словам первого стиха: «Вели сынам Аарона…» (Ваикра, 6;1)  Вели – на иврите – цав. Нередок вопрос: почему Всевышний, обращаясь к Моше с инструкциями для служителей Храма, применил жесткую повелительную форму: «вели» (прикажи), когда можно было ограничиться более нейтральными словами: «скажи», «передай», «поясни».

 Многие комментаторы видят в этом «вели́» важность и строгость законов приношений. Недаром из главы «Цав» еврейские мудрецы вывели неукоснительные правила, запрещающие употреблять не только кровь, но и определенные виды жира животных.

 Евреев, проживающих в странах рассеяния, где часто не брезгают кровью животных, применяя ее для изготовления кровяной колбасы, зельца и других продуктов, строжайший еврейский запрет вкушать любую кровь и в любом виде часто удивляет. Отдавая должное важности этой темы, Любавичский Ребе в доступной форме разъясняет:

«В пятой книге Пятикнижия, в которой Моше повторяет изложенные ранее законы, часто с некоторыми пояснениями, он объясняет запрет употребления крови: «Ибо кровь есть душа». То есть человеку, хоть и дозволено есть плоть другой твари, нельзя, однако, есть ее душу.

Душа, будучи духовной субстанцией, пребывает значительно выше тела. Для нее облачение в тело есть величайшее падение. При этом сама сущность души всегда остается выше тела, и облачается в него лишь отсвет души, ее проявление.

… В хасидизме обращается внимание на то, что слово «адам» – человек – состоит из слова «дам» – кровь, с добавлением перед ним буквы «алеф», указывающей на то, что сущность человека все же не сводится лишь к тому, чтобы оживлять тело, но остается выше».

Надо отметить, что описание законов жертвоприношения в главе «Цав» четко детализировано, так как они касаются большей частью служителей Мишкана, коhаним.

Но есть среди них  заповедь, касающаяся каждого еврея, избавившегося от опасности: так называемое благодарственное приношение — разновидность жертвы шламим. На этом остановимся подробнее.

 В книге раввина Моше Вейсмана: «Мидраш рассказывает» приводятся следующие случаи, когда от еврея требуется совершить благодарственное приношение:

 1) если его освободили из тюрьмы;

2) если он выздоровел после тяжелой болезни;

3) если он возвратился из морской поездки;

4) если он путешествовал по пустыне и благополучно вернулся назад.

Эти четыре случая упомянуты в Теилим 107 (см. комментарий Раши).

Наши мудрецы учили: «В эпоху Машиаха все жертвы станут ненужными, и только жертва Благодарения останется всегда».

            Разумеется, речь здесь идет о нашей личной благодарности Всевышнему, не оставившему нас в трудную минуту. Но для евреев свойственен и более широкий спектр признательности по отношению ко всем, делающим для нас добро. Тем более, сама благодарность должна быть правильной, чтобы не получилось, как в известной басне Эзопа:

«Как-то пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг  и ухаживал за ними в пещере. При этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась, и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали:

— Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут ещё другие, то новым ты отдашь предпочтение перед нами.

Так что не должно вступать в дружбу с теми, кто новых друзей предпочитает старым: когда те станут старыми друзьями, он опять заведёт новых и предпочтёт их прежним».

Лишь бережно храня в памяти все хорошее, сделанное для нас другими, и будучи за это всегда благодарными, мы понимаем, как это важно: беречь себя и своих близких и помнить, что нас ждут в синагоге.