Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы Давида Сафронова
В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание — «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».
«О Звулуне он сказал: «Радуйся, Звулун, выходя [для занятий торговлей, радуйся], Иссахар, в твоих шатрах [Торы, где ты установишь календарь]!»
(ДВАРИМ, 33:18)
ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ
Почему Звулун упоминается раньше Иссахара? (стих 18)
Раши: Звулун и Иссахар заключили договор, согласно которому Звулун «…у берега морей водворится…», выходя в море на судах, станет заниматься торговлей и, зарабатывая, будет давать пропитание Иссахару, который будет заниматься Торой. И Звулун назван прежде Иссахара [хотя последний старше] потому, что изучение Торы Иссахаром возможно благодаря Звулуну.
ТОРАТ МЕНАХЕМ
Искры хасидизма
Цель Творения, согласно мидрашу (Танхума, Насо, 16), состоит в том, чтобы человек создал «дом для Бога внизу» — в этом, физическом, мире. А знаток Торы, занимающийся ею целыми днями (Иссахар), достигает этой цели своим самоотверженным изучением и соблюдением мицвот, но тем не менее остается человеком, отстраненным от взаимодействия с миром, и, следовательно, лишь относительно небольшую часть этого мира способен превратить в «дом для Бога». С другой стороны, деловой человек (Звулун) освящает всю свою рабочую среду, соблюдает законы деловой этики, заставляет себя помнить о Божественном Промысле, свидетелем которого является, и щедро жертвует на благотворительность. В Торе Звулун упоминается перед Иссахаром (см. «Обсуждение классических вопросов»), потому что Звулун в большей степени способствует достижению цели Творения. (В действительности именно по этой причине Бог создал мир таким, что большинство евреев — люди деловые, а не знатоки Торы.)
С этим изначально трудно согласиться. Получается, что образ жизни Звулуна — лишь на время и прекратится после прихода Машиаха, когда все евреи станут знатоками Торы. Можно ли всерьез полагать, что Звулун в большей степени способствует достижению цели Творения?
Ответ заключается в том, что настоящий «дом для Бога внизу» может быть построен только там, где есть Тора и еврейский народ, которые вечны. Вклад делового человека в строительство «дома для Бога внизу» более значителен не потому, что деловой человек сильнее связан с физическим миром как таковым, но благодаря эффекту, который эта связь оказывает на его душу. Ведь когда деловой человек изучает Тору, посвящает время заповедям и длительной молитве и сохраняет еврейские ценности там, где работает, в чуждой среде, — он в большей степени раскрывает силы своей души. Это делает его связь с Богом здесь, в физическом мире, вечной и устойчивой в любых обстоятельствах.
(На основе Ликутей сихот. Т. 30. С. 134 и далее.)