Автор Григорий Хавин
В сентябре 2025 года в витрине магазинчика во Фленсбурге на севере Германии появилось традиционное немецкое объявление. Большими буквами было написано: «ЕВРЕЯМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН!!!!» И ниже шрифтом помельче: «Ничего личного. Никакого антисемитизма. Я просто терпеть вас не могу».
Полиция города распорядилась убрать объявление с витрины, чтобы «предотвратить опасность для общественного порядка». Однако второе такое же объявление осталось висеть внутри, на стене напротив входа, — там оно, видимо, общественному порядку не угрожало.
«Евреям вход воспрещен!!!!»Антисемитское объявление в витрине магазина. во Фленсбурге. Сентябрь 2025.
60-летний хозяин магазинчика сообщил репортеру местной газеты: «Евреи живут в Израиле. Я не могу определить, кто из них поддерживает удары по Газе, а кто нет. Я не понимаю, почему это объявление привлекло такое внимание. Я не возбуждаю ненависть. Я просто говорю то, что думаю».
Хозяин магазина — немецкий бюргер из того поколения, которому с детства регулярно и многократно рассказывали о том, что антисемитизм — за гранью допустимого, что это позор Германии. Помнится, еще недавно, когда с немцами заходил разговор о евреях, становилось даже неловко: настолько болезненная для них это была тема. Чтобы снять строгое табу и разбудить в немце старую заразу, надо было делать это весьма целенаправленно.
Обычному человеку и некогда, и затруднительно вдаваться в детали, проверять и анализировать информацию. Массированная пропаганда, непрерывный поток специально изготовленных картинок из Газы и сопровождающих их лозунгов пробуждает в людях негодование, которое выплескивается на улицы многотысячными маршами и индивидуальными акциями протеста. Среди ряда подобных акций объявление на входе в немецкий магазинчик выглядит довольно безобидно и даже как-то… культурно. По-европейски.
Европейские политики тоже искренне негодуют, вместе с паствой. Но, кроме праведного гнева и сильных человеческих эмоций, сложно сразу понять, что же ими движет. В самом деле, их заявления и действия порой выглядят иррациональными. Как отчаявшийся найти справедливость совершает самосожжение или надевает пояс шахида, так они методично принимают политические решения, разрушающие экономику, социальную сферу и безопасность собственных стран — ради высоких моральных принципов, разумеется.
Но вряд ли можно предположить, что высокопоставленные функционеры, то есть премьер-министры и президенты европейских держав, все сплошь эмоционально неуравновешенны или не слишком сообразительны. Все-таки достижение столь высоких карьерных высот требует наличия обычного здравого смысла. За ритуальными шоу праведного гнева с элементами национального аутодафе, идентично воспроизводимыми почти во всех европейских странах, наверняка стоит некая общая политическая идея.
Опять же, сказать, что европейские лидеры слепо повинуются диктату левопрогрессивной идеологии, — о чем часто говорят их критики, — это по сути повторить, что их действия иррациональны. К тому же это меняет местами причину и следствие. Ведь идеология — это скорее инструмент реальной политики, чем ее движущая сила. Идеология в ее простом выражении — в форме пропаганды, в виде картинок и лозунгов, обращена к массам — хозяевам и клиентам немецких магазинчиков, а не к политикам, хозяевам жизни, и их клиентуре.
Тут, вероятно, дело в чем-то ином.
Разворачивающаяся кампания оружейного эмбарго в отношении Израиля дает повод задуматься о действительных целях и движущих силах европейской политики.
По объему экспорта военной продукции Израиль занимает 8-е место в мире, вслед за Великобританией. В 2024 году экспорт израильских вооружений вырос на 13% по сравнению с предыдущим годом и составил рекордные 14,8 млрд долларов. Эта цифра не включает произведенные в других странах вооружения с израильскими элементами и технологиями и не включает вооружения и системы, производимые за границей в рамках партнерства с иностранными компаниями и правительствами.
Для такой небольшой страны это более чем впечатляющий показатель.
Около половины поставок израильских вооружений приходится на Европу. С 2020 по 2024 год прирост такого экспорта в европейские страны составил 155% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. И в основном это самое высокотехнологичное оружие, у которого зачастую нет полноценных аналогов на рынке.
В 2023 году был заключен контракт на поставку в Германию противоракетных систем Arrow 3 на сумму 4,3 млрд долларов. Система Arrow позволяет сбивать баллистические ракеты большой дальности за пределами атмосферы. Этот контракт стал крупнейшим в истории Германии. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал его тогда «историческим»:
75 лет назад еврейский народ перемалывался в пыль на земле нацистской Германии. 75 лет спустя еврейское государство дает Германии — другой Германии — инструменты, чтобы она могла защитить себя.

Министр обороны Германии Борис Писториус (справа) и министр обороны Израиля Йоав Галант после подписания соглашения по проекту гиперзвуковой противоракетной обороны Arrow 3. Берлин. 28 сентября 2023
Компоненты системы были доставлены в Германию в 2025 году, к 2030-му система должна быть полностью готова. Германия намерена использовать Arrow 3 в рамках своей инициативы «Европейский небесный щит», включающей 17 других европейских стран.
После заключения контракта, для чего понадобилось согласие США, министр обороны Германии Борис Писториус заявил, что приобретение системы «жизненно необходимо для того, чтобы быть в состоянии защитить Германию от атак баллистических ракет в будущем», и что «проект является символом особых германо-израильских отношений».
В мае 2025 года Германия объявила о решении закупить усовершенствованную систему Arrow 4.

Ракета-перехватчик Arrow 4
В 2023 году Финляндия закупила систему «Праща Давида» — наиболее эффективную из имеющихся в мире для перехвата ракет малой и средней дальности, крылатых ракет, самолетов и дронов.
Также в европейские страны — от Скандинавии до Великобритании и, до недавнего времени, Испании — Израиль поставляет дроны Heron (Махац-1 в Израиле), дроны Harop, противотанковые ракетные системы SPIKE, ракетные системы залпового огня Lynx (SILAM) в различных модификациях, компьютерные системы для ПВО, системы наведения для истребителей и др.
В свою очередь, Израиль закупает в Великобритании запчасти для истребителей F-35, а в Германии двигатели для танка «Меркава». Германия — лидер по поставкам европейского вооружения в Израиль. На нее приходится чуть менее 30% всего объема израильского военного импорта. На США — чуть менее 70%. На все остальные страны — около 1% (основная часть приходится на Италию).
Экспорт израильских вооружений в европейские страны многократно перевешивает импорт.
Израильское оружие вроде бы жизненно необходимо европейцам, поскольку сами они заявляют, что намереваются защищаться от «российской угрозы». Казалось бы, канцлеру Мерцу не с руки в такой ситуации разрушать нормальное взаимодействие с Израилем. Тем не менее он это делает: Германия объявила о прекращении военных поставок в Израиль, а в СМИ появились разглагольствования о «моральной необходимости» ввести военное эмбарго.
Сложно представить весы, даже гипотетические, где на одну чашу можно было бы положить пропагандистскую жвачку для малограмотных о противодействии «геноциду» в Газе, а на другую — системы защиты от баллистических ракет. Это вещи несопоставимые. Если, конечно, считать, что Мерц сам верит в реальность той угрозы, о которой регулярно заявляет. И если предполагать, что канцлер проводит политику в интересах своей страны. Разве что Мерц руководствуется не разумом, но пламенем, горящим в честном немецком сердце, — тем же, что горит в груди хозяина магазинчика во Фленсбурге?
Впрочем, пока еще было можно, Германия — не далее как в августе — подписала контракт с Rafael на поставку 90 систем наведения Lightening 5 для истребителей стоимостью 415 млн долларов.

Система наведения Lightening 5
Премьер-министр Испании Педро Санчес действительно выступает под «левым» флагом. И Испания подальше от «очага нестабильности в Европе», как принято там выражаться. Поэтому кому, как не ему, шагать первым. И вот дон Педро рванул на груди тельняшку — Испания ввела эмбарго.
Разорван совместный контракт Elbit и испанской компании Escribano Mechanical and Engineering на поставку 12 систем реактивного залпового огня SILAM (около 825 млн долларов), прекращено производство в Испании по израильской лицензии 168 противотанковых ракетных систем SPIKE (337,5 млн долларов). Новым шагом разорван контракт с Rafael на поставку систем наведения Lightning 5 для истребителей на сумму 207 млн долларов.
Заметим, даже США закупают противотанковые ракеты SPIKE NLOS, используя их на вертолетах «Апачи», хотя сами производят несколько вариантов ракет такого назначения. То есть ракеты эти обладают характеристиками и функциями, которых нет у аналогов. То же самое касается других систем вооружения, от которых Испания добровольно отказалась. Так, по оценке самой испанской стороны, контракт с Elbit был заключен, поскольку это был «единственный производитель, обладающий техническими возможностями реализовать проект».
Итак, прекращение военных поставок и эмбарго не случилось в вакууме. Прежде чем оценивать шаги Испании и других европейских стран как «иррациональные», посмотрим на контекст и на то, как эти решения оформлены.
В январе 2024 года Международный суд ООН вынес «промежуточное решение» по иску ЮАР против Израиля по обвинению в геноциде палестинского населения в секторе Газа. Суд усмотрел наличие достаточных оснований полагать, что Израиль осуществляет геноцид, и принял иск ЮАР к рассмотрению по существу. Также были заявлены «предварительные меры» в отношении Израиля «по недопущению геноцида палестинского населения сектора Газа».
В ноябре 2024 года Международный уголовный суд (МУС) выдал ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Израиля Йоава Галанта по обвинению в военных преступлениях.
Основываясь на решении Международного суда ООН о необходимости предпринять все необходимые меры, чтобы воспрепятствовать «вероятному» совершению Израилем геноцида в Газе, международные неправительственные организации, такие как Amnesty International и Human Rights Watch, развернули кампанию давления на мировые правительства с целью прекращения их сотрудничества с Израилем. В результате ряд стран — Канада, Испания, Бельгия, Нидерланды и Япония — прекратили поставки вооружений в Израиль еще в 2024 году.
Подобная же кампания была развернута различными организациями юристов по всему миру. Так, в Великобритании 828 юристов, среди которых бывшие судьи Верховного суда, бывший глава ассоциации адвокатов Великобритании, профессора права ведущих университетов, в мае нынешнего года подписали петицию к премьер-министру Стармеру с требованием прекратить поставки оружия в Израиль, поскольку они идут вразрез с решением Международного суда ООН.
В Испании в 2024 году Университет Наварры опубликовал анализ, в котором на основании решения Международного суда ООН и законодательства ЕС пришел к выводу о юридической необходимости введения Испанией эмбарго в отношении Израиля.
Таким образом, недавний рационально необъяснимый шаг Испании — лишь ступень в планомерной реализации политической идеи осуществления скоординированного сдерживания и всеобъемлющего давления на Израиль, оформленной в квазиюридическом виде и озвученной Международным судом ООН в январе 2024 года. То есть подготовленной (!) приблизительно в одно время с атакой 7 октября 2023 года.
Напомним особое мнение судьи Международного суда ООН Себутинде по иску ЮАР по обвинению Израиля в геноциде:
К сожалению, нежелание или неспособность государств разрешить политические противоречия, подобные этому, посредством эффективной дипломатии или переговоров может привести к тому, что они прибегают к ссылке на такие договоры, как Конвенция о геноциде, в попытке навязать дело в судебное разбирательство, чтобы получить в свое распоряжение что-то вроде пресловутой «хрустальной туфельки Золушки» <…> На мой взгляд, настоящее дело относится именно к этой категории.
Именно такую «хрустальную туфельку Золушки» получили в руки силы, заинтересованные в политическом и экономическом сдерживании Израиля.
Чем успешнее действует Израиль в военном отношении, тем больше активизируется скоординированная политическая и экономическая антиизраильская кампания.
На наших глазах происходит «изменение всего стратегического уравнения на Ближнем Востоке», как это назвал министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар. Ослабленный Иран не справляется с функцией сдерживания Израиля, которая была возложена на него после свержения шаха и прихода к власти режима аятолл. Недавний удар по Дохе стал спусковым крючком для нового витка «борьбы с геноцидом».
Что касается ущерба, который наносит европейским странам отказ от сотрудничества с Израилем, тут нет ничего нового.
Вспомним ту же кампанию по смене режима в Иране, которую Великобритания осуществила, невзирая на очевидный, казалось бы, ущерб для собственной экономики и безопасности .
Заметна в этой связи активная роль Би-би-си в пропагандистской поддержке проводимых операций — и тогда, и сейчас.
Ближний Восток — слишком важный регион и слишком во многих отношениях, а Израиль превратился в слишком мощную и, что самое опасное, независимую страну. И то ли еще будет, если это не остановить. А ведь лучшие сыны империи, настоящие патриоты и джентльмены вложили свой талант и массу сил в выстраивание тонкой системы баланса противоречий для осуществления постколониального контроля за регионом.
Следующей рациональной причиной якобы эмоциональных решений европейских лидеров в отношении Израиля следует назвать внутреннюю ситуацию в их странах. Тут реальность сталкивается с квазинаучной социологической и идеологической догмой. Неомарксистская доктрина о «системно угнетенных» группах должна работать в сцепке с доктриной «демографической судьбы», или «демографического детерминизма», и обеспечивать правящей бюрократии вечную власть.
Между тем ситуация выходит из-под контроля. С одной стороны, большая часть населения европейских стран не готова отказаться от собственной культурной и национальной идентичности ради «торжества социальной справедливости»: выражаясь фигурально, отказывается снять тирольские шорты и надеть хиджаб цветов ЛГБТК+. С другой стороны, мигранты по мере интеграции в новую жизнь и обретения экономической независимости перестают поддерживать своих прогрессивных «благодетелей». «Ультраправый популизм» душит демократию, свободу и прогресс в Америке и Европе.
Чтобы противостоять реакции, в ход пущена антисемитская пропагандистская кампания. Старые, веками апробированные антисемитские мифы в форме квазирелигиозных идеологем антисионизма должны пробудить стихию массы и сплотить ее под знаменем прогресса. Хотя ставятся и смелые эксперименты по перехвату инициативы электората «справа» — как, например, в Польше.
Кампания эта еще не достигла пика, она набирает обороты. Журнал «Нью-Йоркер» только что разместил статью о том, что слово «антисемитизм» надлежит переосмыслить. Дескать, то, что в XIX веке обозначало репрессии в отношении угнетенных, само стало инструментом угнетения.
Отметим, что интеллектуальные издания типа «Нью-Йоркера» первыми публично озвучивают идеи, которые затем преподносятся широким массам в виде простых лозунгов.
Чтобы не разбирать ситуацию использования антиизраильских санкций во внутриполитической борьбе отдельно по странам, рассмотрим свежий пример Евросоюза, он достаточно репрезентативный.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сталкивается с массовым недовольством европейцев: согласно последним опросам, 60% граждан ЕС считают, что она должна подать в отставку. Летом состоялось голосование по вотуму недоверия в ее адрес. Сейчас и правые, и левые партии подали новые заявки на проведение голосования по вотуму недоверия. Даже вице-президент Еврокомиссии Тереса Рибера, член Испанской социалистической рабочей партии, второй человек после фон дер Ляйен в иерархии власти в Еврокомиссии, подвергла своего босса жесткой критике за недостаточно принципиальную позицию по «геноциду» в Газе. В итоге в своем обращении к Европарламенту 11 сентября фон дер Ляйен предложила ввести санкции против израильских «министров-экстремистов» и приостановить соглашение о торговом партнерстве между ЕС и Израилем.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время обращения к Европарламенту. Страсбург. 11 сентября 2025
Американский музыкант Фрэнк Заппа как-то сказал, что политика — это «отдел развлечений в военно-промышленном комплексе». Деятельность президента Франции Макрона, в том числе по продвижению оружейного эмбарго в отношении Израиля, полностью подпадает под эту формулировку.
Ведь Макрон первым среди европейских лидеров, еще в октябре 2024-го, призывал к оружейному эмбарго в отношении Израиля.
Тут необходима предыстория. Когда Германия в 2023 году сообщила о заключении контракта на поставку израильской системы противоракетной обороны Arrow 3, Макрон заявил, что Германия «поддерживает экономику третьей страны в ущерб интересам Евросоюза». А дело в том, что Германии тогда было предложено приобрести франко-итальянскую систему вместо израильской. Германия отказалась: во-первых, франко-итальянская система существовала лишь в проекте, а во-вторых, израильская система обладала более высокими характеристиками и доказанной эффективностью.
Такой поворот Макрона — или тех, кого он представляет, — сильно задел. И наряду с другими вышеупомянутыми внутриполитическими факторами это сделало президента Франции горячим борцом с «геноцидом» в Газе.
Таким образом, мы видим ряд рациональных факторов, лежащих в основе «странной» европейской политики в отношении оружейного эмбарго в отношении Израиля. Все они лежат в русле идеи по всеобъемлющему сдерживанию и давлению на Израиль с целью предотвратить его экономический и политический рост.
Любопытна в этой связи статья, появившаяся в начале сентября в журнале The Economist. Она обсуждает, как экспорт вооружений сделал Израиль неуязвимым для санкций. The Economist приводит ряд высказываний неназванных израильских дипломатов и официальных лиц, типа таких: «Эти сделки привязывают страны к Израилю долговременными отношениями, что поможет противостоять попыткам введения санкций против Израиля». Или: «Это в основном символические жесты, мы можем найти обходные пути, чтобы закупить практически все, что собирались, у этих стран». Или еще: «Французы говорят, что это из-за Газы. Но их главная проблема в том, что мы конкурируем с французскими фирмами и выигрываем контракты». И далее: «Он хитро добавил: даже президентский самолет г-на Макрона использует израильскую систему защиты от ракет ПВО».
Посыл статьи в том, что генеральной линии на сдерживание Израиля следует придерживаться неукоснительно. Хитрые евреи могут думать, что обводят вокруг пальца всяких французов. Но мы-то знаем, что делаем.
Конечно, удивительно, что международная правящая бюрократия поставила свое политическое выживание на поддержку международного терроризма и разжигание антисемитизма. Видно, дела там совсем плохи. Но будем надеяться, что у населения европейских стран хватит сил избавиться от этих паразитов прежде, чем их стратегия бумерангом прилетит домой.