Раввин И.Вольф                                                                  

В  жизни иногда трудно определить, что есть правда, а что — ложь, потому что реальность часто иллюзорна. Психологи говорят, что мы слышим то, что хотим услышать, а не то что нам говорят… И видим то, что хотим увидеть, а не то, что есть на самом деле… Недаром мудрыми людьми давно сказано: «Каждый видит мир из своего окна». А посему мы чаще обманываем  себя сами, чем это делают утонченные лгуны. Но мы не замечаем этого, ведь себе-то верим абсолютно и не ждем никакого  подвоха.

Похожее случилось в главе «Корах», которую мы изучаем на этой неделе. Она названа именем одного из выдающихся членов еврейской общины и повествует о непростой судьбе человека, вознамерившегося совершить «революцию» в стане сынов израйлевых и, отстранив от власти Моше и Аарона, самому повести избранный народ к земле Кынаанской. 

В жизни любого общества бывают моменты, когда заметную роль начинает играть так называемый феномен смутьянства, суть которого заключается в росте количества людей, всегда и всем недовольных, видящих везде только тёмную сторону и умеющих завлечь сладкими речами неустойчивых сотоварищей. 

Когда людям плохо, всегда находятся считающие, что пробил их час сделать немедленно всем хорошо. Революции и войны, кратковременные бунты и просто массовые драки, – в основе любого такого явления обычно находится бунтарь, желающий быстрым путем изменить мир или хотя бы порядок на своей улице. Так устроен мир, и наши предки, называемые сегодня Поколением пустыни, имели в своей среде немало людей, в том числе, и весьма достойных, искренно считавших своей жизненной миссией отстранение от власти действующего руководства, полагая, что могут справиться с любыми властными функциями значительно лучше.

Имя Кораха – одно из самых громких имён еврейского сообщества, так как он относился к выдающемуся роду, был двоюродным братом Моше и Аарона.

Весьма образованный и ученый человек, он имел возможность предвидеть, что среди его потомков будут пророк Шмуэль, а также четырнадцать групп левитов, которые впоследствии станут толковать Священное Писание. Все это, без сомнения, относится к его высочайшим достоинствам.

Но были в нем и чисто людские недостатки – зависть и самоуверенность, а если прибавить к этому непомерную страсть к личному обогащению, то получается настоящая «картина маслом», как принято говорить в щедрой на метафоры Одессе.

Чтобы читатель смог лучше понять всю сложность и многогранность этой натуры, добавлю такой штрих. Раввин Моше Вейсман считает, что: «Самоуверенность Кораха основывалась на его невероятном богатстве. Он считал, что Ашем благоволит ему, поэтому ему дано право бороться с Моше, ибо “богатый человек говорит дерзко” (Мишлей 18:23).

Существует еще один немаловажный нюанс. Знаете фразу: «За каждым успешным мужчиной стоит… его женщина»? Разумеется, это факт, но лишь тогда, когда у этой женщины есть чувство меры. 

Надо сказать, что наш герой постоянно находился под сильным внешним воздействием любящей супруги, желавшей ему всяческого добра, и прежде всего – стать главным в Поколении пустыни. Слабую женщину нетрудно понять: стать женой человека номер один – это  самой сделать головокружительную карьеру. Как удержаться от такого искушения, особенно, когда знаешь, что твой супруг действительно заслуживает самой высокой участи?!

К несчастью, Корах имел обыкновение прислушиваться к ее словам, и его тоже можно понять: кому ни приятно, когда близкие люди постоянно подчеркивают твое превосходство и одобряют каждый твой шаг! Хуже, что такие похвалы часто лишены здравого смысла, а иногда и прямо противоречат действительности. Тогда беда тому, кто воспринимает их слишком всерьез… 

Не стану отрицать, что жены, стремящиеся помогать своим мужьям в карьерном росте, иногда действительно оказывают им серьезную помощь, и значительная часть успехов их благоверных по праву принадлежит им. Впрочем, это достаточно редкое везение, а чаще получается не так. Чрезмерное вмешательство жен в служебные дела супругов в большинстве случаев приводит к противоположному результату. Не говоря уже про то, что становится слишком заметным окружению и, как правило, воспринимается посторонними по отношению к супругу с обидной снисходительностью и, в целом, неодобрительно.

Кстати, карьерный рост – не панацея от всяких неудач. Отсутствие  успехов в этом отношении у ряда мужчин порождает чувство неполноценности, вызывает чрезмерные огорчения и мысли о жизненной несостоятельности. 

Именно здесь на помощь верующему еврею приходят наши традиционные ценности, определяющие состоявшуюся жизненную судьбу не по богатству, могуществу, влиянию или другим столь же заметным и приятным вещам, а по служению Всевышнему и добрым делам, которые тебе удается сделать для других. 

Понимание этого помогает нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.