На этой неделе мы читаем две главы нашей главной Книги – «Ваякгель» и «Пкудей». Первая начинается словами: “И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: “Вот что повелел Б-г сделать: шесть дней может совершаться работа, а день седьмой да будет свят для вас, день полного покоя”.
Между тем, такие простые понятия, как работа и отдых, имеют глубокое содержание, и без правильного их понимания невозможно выполнить свое жизненное предназначение. Вопросов, связанных с этой темой, великое множество.
– Чем вызвано такое временное несоответствие: на работу – шесть дней, а на отдых – только один?
– Почему покой субботы должен быть полным, с исключением даже простейших физических усилий, типа включения лампочки, или наслаждения активным интеллектуальным досугом при просмотре фильма или посещения театра?
– Если Всевышний обещал обеспечить всем необходимым человека, зачем же ему вообще работать, разве не будет и так он иметь всё нужное?
– Как понимать «шесть дней будет совершаться работа», почему не сказано: «шесть дней ты будешь работать», разве труд так обезличен, что совершается сам по себе?
– И, наконец, как и во имя чего работать: в удовольствие себе, для прокорма своего и близких, или по инерции: все работают и я работаю?
Здесь надо уметь различать работу духовную – служение Всевышнему, и работу созидательную, материальную. О первой Любавический Ребе писал:
«В Пиркей Авот (Наставлении Отцов) сказано: «Не будьте, как те рабы, что служат хозяину ради награды» (1:3). Можно учить и соблюдать Тору ради духовного наслаждения. Но это и значит, что тобою движет желание получить награду. Высший уровень служения Всевышнему – безоговорочно исполнять Его волю ради Него самого. Это нечто, подобное пассивной работе. Работе – потому что делается не ради удовольствия. Пассивной – потому что такой человек воспринимает духовные достижения не как результат реализации собственных способностей, а как помощь Всевышнего. Если человек хоть немного раскрывается перед Б-гом, Тот помогает ему на протяжении всего пути. Человек получает помощь от Всевышнего даже еще до того, как начинает выполнять заповедь».
К труду материальному подход другой. Работая в течение шести дней, еврей должен быть занят мирскими делами, но они не должны им полностью завладевать.
Хасидское объяснение строки из Псалмов: «Если будешь ты есть от трудов рук твоих, то счастлив ты и благо тебе!» (128:2), – заключается в том, что на работу, ради удовлетворения физических потребностей (чтобы питаться), надо тратить только физическую энергию, «свои руки», а не духовные силы. Мысли и чувства человека должны быть связаны с Торой и ее заповедями. Только тогда исполнится пожелание мудрецов: «Счастлив ты – в этом мире и благо тебе – в мире будущем».
Хорошо, когда человек во всем знает меру. Умеет отличить «мало» от «много». Знает, что главное, а что второстепенное. Приведу занятную притчу: «На Брит Мила младенца из знатной семьи присутствовали три незримых ангела. Первый одарил его даром встретить единственную любовь, с которой он будет счастлив. Второй подарил ему много денег — чтобы он был свободным и мог заниматься всем, чем пожелает. А третий наделил ребенка неземной красотой. И тут появляется злобный Сатан. Недовольный тем, что его не пригласили на такое важное событие. И тоже делает «подарок». «Я дам тебе вот что, — сказал он. – Ты будешь талантлив в любой деятельности, чем бы ты ни решил заниматься».
Только спустя время, когда малыш подрос, все поняли, что это был не дар, а проклятие. Юноша увлекался каждый день чем-то новым: то пел, то рисовал, то танцевал, то играл на музыкальных инструментах, то упражнялся в точных науках. И всё у него получалось с блеском. Но занимаясь всем, он не мог остановиться на чем-то одном. И, не найдя себя в главном, был по жизни очень несчастлив.
Относясь к работе и отдыху с должным вниманием и в соответствии с поучениями Отцов, мы сбережем себя и своих близких, не забывая, что двери общины всегда открыты.