Из главы «Шлах», которая изучается на этой неделе, мы узнаем, почему хождение по не очень длинному маршруту заняло много лет, и отчего большая часть Поколения пустыни не обрела жизненного удела в Земле Обетованной.
Прошлая глава закончилась тем, что Г-сподь наказал проказой за злословие сестру Моше и Аарона Мирьям, которая по этой причине была вынуждена покинуть стан, и лишь мольба Моше к Всевышнему ограничила срок ее болезни семью днями, и еврейский народ получил, наконец, возможность продолжить свой путь.
Здесь наша история получает новый поворот: впереди земля Кынаанская, предназначенная Всевышним для избранного Им народа и называемая с тех пор Страной Обетованной.
Всем кажется, что до поставленной цели только один шаг. Но этого шага у них не будет. Должно пройти 40 лет, пока они, вернее, их дети и внуки, доберутся до конечного пункта своего странствования. Потому что здесь начинается один из наиболее известных и комментируемых эпизодов Торы – первая разведывательная операция, принесшая нашему народу много бед и испытаний.
По велению Всевышнего, Моше командировал специальную группу из двенадцати человек, чтобы они лично «высмотрели землю Кынаан» и сообщили об увиденном.
Моше ставит им конкретную задачу: «… поднимайтесь на юг, и взойдите на гору; И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в станах или в крепостях? И какова земля, тучна ли она или тоща? Есть ли на ней деревья или нет? Будьте же смелы и возьмите плодов земли. Время же то было временем созреванием винограда». Бемидбар 12-13; 17: 20.
Здесь есть один характерный нюанс. Задачи, поставленные Моше перед своей разведгруппой, даже с точки зрения современной теории разведки прекрасно продуманы.
С этой стороны замечаний быть не может. Все верно и с выбором разведчиков: на эту роль были назначены не рядовые члены общества, а наиболее сведущие и ответственные личности, первые лица – вожди 12 колен нашего народа, имена которых, несмотря на то, что произошло затем по их вине, навсегда сохранила Тора. Казалось, от них можно было ожидать абсолютно объективной информации, но они вернулись через 40 дней и стали распространять о Святой земле всякие ужасы, типа необычайной физической мощи аборигенов, пресловутой кисти винограда, для переноски которой требовалось несколько человек, и прочие несуразности, повергшие членов в панику. Только двум из них, Йеошуа Бин-Нуну из колена Эфраима и Калеву Бен-Йефунэ из колена Иегуды, открылась истина, но многотысячным станом она не была услышана, ибо давно известно, что нет ничего на свете, распространяющегося быстрее, чем паника…
Крупнейший комментатор Торы и выдающийся раввин, раби Ицхак Эльханан Спектор (1817—1896, Литва), говорил своим ученикам: «Смотрите, насколько грех, совершенный человеком против своего народа, страшнее всех других грехов. Всевышний не раз прощал евреев, которые совершали тяжелейшие грехи против Него, блуждая по пустыне после Исхода из Египта. Отлили золотого тельца — простил их! Роптали, требуя мяса, простил их! Когда присоединились к восстанию Кораха против Моше — даже тогда простил их! Но за грех разведчиков, которые ходили в Святую землю и, вернувшись, стали распространять о ней плохие слова, требуя, чтобы народ вернулся обратно в Египет, — не простил Он Израиль, объявив страшный приговор (Бемидбар 14:29).
Написано: “В этой пустыне падут ваши трупы,- продолжал раби Ицхак Эльханан, – из чего мы должны сделать важный урок: что в любом грехе можно раскаяться, и Всевышний простит, независимо от того каким был грех — по отношению к другим людям или по отношению к Б-гу. И только преступление, совершенное против собственного народа, нельзя искупить».
Наверное, это не простое совпадение, что разведчики вернулись из неудачного похода девятого дня месяца Ав, окрашенного в густой черный цвет в нашей истории. (Вспомните дважды разрушенный Храм в эту горестную дату!).
Теперь вход евреев в Землю Израиля был отсрочен на целых 40 лет – по году за каждый из 40 дней пребывания там разведчиков, пока не вымерло все поколение, отказавшееся своевременно войти в Землю Обетованную из-за беспричинного страха.
Теперь, спустя тысячи лет после тех событий, можно сказать, что ничего в истории нашего народа не происходило зря. Сюжет с разведчиками-первопроходцами стал для нас уроком настоящей, подлинной, глубокой веры во Всевышнего и пониманием того, что простительно всё, но только не преступления против собственного народа. Надежно храня это в памяти, мы сберегаем себя и своих близких, не забывая, что двери общины всегда открыты.