Составитель Евгений Левин
Здание центра Хабад‑Любавич в Рамат‑Шломо. Иерусалим
Когда человек крепок в вере, он увидит результат своими глазами
5 тамуза 5711 года (9 июля 1951)
Я получил Вашу записку . Упомяну о Вас в следующий раз, когда буду на святой могиле моего достопочтенного тестя, благословенной памяти рабби Йосефа‑Ицхака Шнеерсона. Несомненно, он походатайствует за Вас перед Творцом, чтобы Вы поскорее выздоровели.
Я уверен, что у Вас есть врач, с которым Вы консультируетесь, и что Вы следуете его указаниям.
Вообще, хасидам, как мужчинам, так и женщинам, следует неизменно помнить слова моего тестя и наставника, о том, что хасид никогда не одинок . Вам следует крепко в это верить. А прочная связь с хасидами и хасидским образом жизни означает не менее прочную связь с Древом Жизни. Поэтому Вам совершенно не о чем беспокоиться. Нужно лишь твердо знать, что Всевышний, Который направляет Вас, непременно обеспечит Вас всем необходимым. И если человек крепок в вере, то он обязательно увидит результат своими глазами, в своей повседневной жизни. Надеюсь, что вскоре Вы сможете сообщить мне хорошие новости об улучшении Вашего самочувствия. Заканчиваю письмо благословением на скорейшее исцеление.
(Игрот кодеш. Т. 4. С. 361–362. Письмо 1080)
Люди учатся, учатся, но как только доходит до дела — куда девается их вера?
15 ава 5711 года (17 августа 1951)
Только что я послал Вам телеграмму: «Поражен Вашим унынием. Вам нужно следовать указаниям двух медицинских специалистов и укрепляться в своей вере в Творца, Который, несомненно, возвратит Вам прежнее здоровье. С благословением на скорейшее выздоровление. Моя подпись».
Люди учатся, учатся, но, как только ходит до дела, — куда девается их вера?
Вам следует тщательно, три или четыре раза, проштудировать раздел «Врата упования» из «Обязанностей сердец». Разумеется, я не имею в виду, чтобы Вы выучили его за один раз, — это нужно сделать в течение нескольких недель.
С благословением на скорейшее исцеление и в ожидании добрых новостей о Вашем телесном и духовном здравии.
(Игрот кодеш. Т. 21. С. 131. Письмо 7887)
Точно так же, как в большом мире, Он властвует и над нашим личным пространством
5 кислева 5712 года (4 декабря 1951)
Я крайне недоволен. Как видно из Вашего письма, упование на Всевышнего, какового следует ожидать от еврейских женщин в целом и от супруги хасида в частности, присуще Вам далеко не в должной мере. Соответственно, это не может не отразиться на Вашем здоровье и на благополучии Вашей семьи.
Все евреи, и мужчины, и женщины, должны постоянно помнить о том, что Всевышний, управляющий мирозданием, так же управляет «микрокосмами», то есть жизнью каждого из нас. И точно так же, как в большом мире, Он властвует и над нашим личном пространством. Необходимо полагаться на Него и твердо верить, что Он действует в верном для нас направлении. Не обладая же упованием на Всевышнего в достаточной мере, не следует вмешиваться в Его планы и тем более выбирать линию поведения, не соответствующую духу нашей Торы; отсутствие мира в семье противоречит ей безусловно .
До тех пор пока не пришел Машиах, на свете нет и не будет человека без недостатков. Следовательно, если недостатки есть у одного, то они будут и у другого. И так же, как никто не желает обнажать и выпячивать свои собственные слабые стороны характера, не стоит обнажать и выпячивать слабости ближнего. Так должно быть заведено во всем еврейском народе, и тем более это справедливо в отношении Вашего супруга и отца Ваших детей.
Я не собираюсь Вас упрекать, но хочу лишь сообщить Вам, что Ваша ситуация не настолько тяжелая, как Вам кажется, и не настолько уникальная. Каждому из нас приходится закрывать глаза на те или иные вещи, дабы найти способ восстановить мир в семье. Ибо если в семье царят мир и согласие, то они становятся тем «сосудом», куда изольется благословение Творца, которое принесет супругам удачу, здоровье, пропитание и радость за успехи детей.
По моему мнению, Вам следует проконсультироваться у своего врача относительно того, как Вам следует питаться и вести хозяйство, до тех пор пока Ваше состояние не улучшится. И если Вы будете соблюдать его рекомендациям, Всевышний, несомненно, поможет Вам, и в должное время ситуация выправится.
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 61–62. Письмо 1276)
Одна лишь мысль о том, что будет, если, не дай Б‑г, случится несчастье, — уже несчастье
10 кислева 5712 года (9 декабря 1951)
Я был неприятно удивлен, прочитав у Вас: «Если, не дай Б‑г, случится несчастье…» Нет нужды подробно объяснять, насколько жизненно необходимым качеством является упование на Всевышнего. Это особенно верно в наши дни, когда каждый из нас, «спасенных головней» , является живым свидетельством Б‑жественных чудес — самим фактом того, что мы живы! Поэтому одна лишь мысль о том, что будет, если, не дай Б‑г, случится несчастье, — уже несчастье!
В наше время, когда работы непочатый край, какую отрасль ни возьми, и когда каждый может убедиться, что «день короток, а работы много» , очень жаль, что душевная энергия еврея расходуется на такие мысли, будучи столь необходимой для созидательной деятельности. И в первую очередь это касается тех, кто наделен способностями, унаследованными от многих поколений великих людей . Каждый миг, когда мы не используем инструменты, ниспосланные нами Творцом, на благо означенной цели, мы совершаем величайший грех. И если это справедливо для людей преклонного возраста, то тем более — для молодых людей, лишь недавно создавших еврейский дом . Очевидно, что у нас нет права задумываться о том, «что будет, если», особенно когда мы нужны Хозяину, ибо «не тебе предстоит завершить работу, но и не волен ты освободиться от нее» .
Не сомневаюсь, что Вы должным образом участвуете в деле распространения еврейского религиозного образования на Святой земле, — в этой сфере там сложилась серьезная и крайне опасная ситуация .
В заключение несколько слов о Вашем муже, хотя я не знаю его лично. Хочу благословить его, дабы он воплотил в жизнь указание р. Исраэля Бааль‑Шем‑Това, призывавшего «служить Б‑гу в радости», ибо, в соответствии с принципами нашей веры, каждый миг нашей жизни является служением Творцу.
(Игрот кодеш. Т. 5. С. 69–70. Письмо 1284)