В главе «Ваэра»,которую мы изучаем на этой неделе, многие отмечают занятное совпадение: почему-то и фараон, и сыны Израиля, остаются глухи, когда Моше призывает их выполнить повеление Всевышнего: фараона – отпустить рабов, а евреев – покинуть рабство и обрести свободу. И если поведение первого в какой-то степени объяснимо (недаром Ашем всемерно ожесточал его сердце), то секрет еврейской «глухоты» и нежелания покинуть страну безрадостного обитания нуждается в отдельном пояснении.

Ведь Моше не просто вернулся в трудовые лагеря и донес до своих соплеменников повеление Всевышнего стать свободными людьми, но и пояснил, что пришло время отказаться от египетского идолопоклонства и посвятить себя Служению Ашему, ибо «час освобождения близок». Вот тут-то он и столкнулся с непониманием соплеменников, для которых поклонение идолам стало столь привычным делом, что они начали искать  оправдание своему желанию ничего не менять, говоря: “Разве может раб служить одновременно двум хозяевам? Мы рабы фараона и боимся нарушить его законы!”

В некоторых кругах бытует мнение, что евреи, по своей природе, отменные экономисты. Очень похоже, что наши предки, с холодком относившиеся поначалу к идее обретения свободы, уже в те далекие времена имели задатки прирожденных экономистов. Поясню, в чем дело.

На просьбу одного человека выразить суть иудаизма, стоя на одной ноге, рабби Гиллель, живший в 1 веке, сказал: «Не делай ближнему того, что противно тебе. Остальное – комментарии. А теперь иди и учись». Спустя почти две тысячи лет другой израильский раввин передал слова своего великого предшественника видному американскому экономисту Милтону Фридману, который был тогда консультантом правительства Израиля по экономическим вопросам, и спросил, может ли тот выразить всю экономику одним предложением. «Могу, – ответил Фридман. – Бесплатных обедов не бывает».

Вот и наши далекие предки, понимая все преимущества свободы, хорошо отдавали себе отчет в том, что «бесплатных обедов не бывает» (кроме пресловутого сыра в мышеловке!), а это значит, за свободу придется платить, и в некоторых случаях цена ее может быть весьма высокой. Так оно впоследствии и случилось, и сегодня мы с вами, свободные люди, должны быть благодарны за их великое подвижничество и долготерпение в достижении заветной цели. Их жизнь – вечный урок нам, что вырваться из галута можно лишь распрощавшись с ним в собственном сердце, отринув напрочь всякие колебания и посвятив свою жизнь служению Всевышнему.

Наши Мудрецы утверждают: “Тот, кто хочет очиститься, получает помощь Свыше, тому же, кто хочет опуститься ниже, не препятствуют”. Человек волен выбирать направление своей жизни. Однако по мере того, как он продвигается в выбранном направлении, вернуться становится все труднее. Поэтому особую важность приобретает умение выбирать верный путь, указанный нам в бессмертной Торе.

Именно с главы «Ваэра» начинает действовать обещание Ашема: «И не послушает вас Паро, и Я наложу руку мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Исраэйлевых, из земли Египетской великими казнями». Шмот 7; 4.

Семеро первых казней убедительно показывают, Кто в Доме настоящий Хозяин. Понимание этого и верная служба Властителю поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.