В главе «Трума», в переводе с иврита – «Приношение», которую мы изучаем на этой неделе, повествуется про то, как во времена великого Исхода Всевышний на Синае давал указания Моше про обустройство переносного Храма – Мишкана.
Учитывая, что Мишкан как бы являлся прообразом Первого, Второго и будущего — Третьего Храма, обратим внимание на металлы, которые по указанию Всевышнего должны были соединять отдельные части Храма, его внутренние устройства и ритуальные предметы. В главе «Трума» их три наименования. Это золото, медь и серебро. В таком порядке они перечислены по количеству упоминаний каждого в священном тексте. Слово «золото» применено в главе 25 раз, «медь» – 13 и «серебро» – в 9 случаях. Давайте рассмотрим термин «золото», вернее, чем оно является в еврейском понимании.
Играя важную роль в жизни людей, отношение к этому драгоценному металлу диаметрально. Одни видят в нем причину вселенского зла, считая, что именно из-за золота люди воруют, идут на всякие подлости, убивают друг друга, изменяют Отечеству, своим друзьям и близким. Во многих случаях это действительно так.
Но еврейский взгляд на этот металл, являющийся неотъемлемой принадлежностью Храма высшей духовности, противоположен: в понимании еврейских мудрецов, знающих толк в жизни и мироустройстве, золото в руках праведных людей – это великое благо, с помощью которого можно сделать много добрых дел или минимизировать ущерб, наносимый врагами. Вопрос в том: кто его использует, и с какой целью. В любом случае, жадным людям золото противопоказано. Про это в следующей притче:
«Мудрец увидел, что его ученик плачет.
– Почему ты плачешь?” – спросил Мудрец.
– Потому что я потерял золотую монету!”
– Вот тебе другая монета, не плачь из-за денег, – сказал Мудрец и дал ему монету. – Но что же ты опять плачешь?”
-О, Учитель! – воскликнул ученик, вытирая слезы, – если бы я не потерял ту монету, у меня теперь было бы две…”.
Жадность, с которой мы имеем дело в этом случае – это скверна, наиболее разлагающая личность. Но в разжигании ее виновно не золото, а страсть человека к наживе и накопительству. Главное здесь, чтобы желтый цвет не затмевал глаза, а верно служил добрым делам.
Понимание этого и верное отношение к золоту и всему, с ним связанному, сбережет нас и наших близких и не даст нам забыть, что двери общины всегда открыты.