В главе «Тецаве», которую мы изучаем на этой неделе, Всевышний, давая Моше инструкции по строительству Храма, предлагает: «Поговори со всеми, мудрыми сердцем, которых Я исполнил духа мудрости», то есть велит лидеру Поколения пустыни назначить для этого священного дела особенных специалистов (мудрых сердцем!): закройщиков по пошиву одежды для священников, плотников, чеканщиков по золоту и т.д. Все это представляется несколько странным (разве высококвалифицированные мастера обязательно должны быть мудрецами?), если не обратить внимание на то, что у Ашема, в данном случае, слово «мудрость» четко соотносится со словом «сердце», то есть предполагается нечто особенное, отличающееся от обыкновенной мудрости.
Собственно, даже простая мудрость – весьма ценное качество, не дающее человеку сбиться с истинного пути, по крайней мере, помогающее в непростых жизненных ситуациях сделать верный выбор.
Раввин Хаим Шмулевич (1901 – 1978), один из крупнейших духовных авторитетов нашего времени, объяснение приведенного термина видел в словах следующего недельного раздела Торы (Шмот 31:6): «В сердце каждого, кто мудр сердцем, Я вложил мудрость, и они сделают все, что Я тебе повелел».
Хахам лев — мудрый сердцем. Тот, у кого мудрость происходит от сердца. Сердечная мудрость. Не головная, не рассудочная. Именно в этом отличие мудрости сердца – от обычной человеческой мудрости, которая дается ее обладателю от рождения, или, как принято говорить, «от природы», и от усилий или стараний конкретной личности, практически, не зависит.
Зато «мудрость сердца» – это бесценное качество, которое зависит от самого человека, старательно готовящего себя к тому, чтобы обрести такую мудрость, принять ее в свое сердце. Вот почему сказано: «В сердце каждого, мудрого сердцем, вложил Я мудрость». Раввин Реувен Пятигорский писал: «Наш народ богат мудрецами. Самым великим из них считается царь Шломо (Соломон), сын царя Давида. «И дал Всевышний мудрости Шломо и много разума… И приходили от всех народов послушать мудрость Шломо». Но почему он удостоился такого великого дара? Оказывается, когда юному царю было предложено попросить у Творца все, что желает, он выбрал: «Дай Твоему рабу послушное сердце — лев шомеа… чтобы различать между добром и злом». И написано через два стиха: «Сказал ему Всевышний: За то, что попросил это и не попросил себе долгой жизни и богатства… Я сделал, как ты попросил… дал тебе сердце мудрое и понимающее, лев хахам венавон».
Шломо страстно стремился к мудрости — и получил ее. Ему не нужны были ни богатство, ни долголетие. Только мудрость! Причем, заметьте, — мудрость сердца (послушное, понимающее сердце). Он был готов принять в свое сердце ту мудрость, которая нужна Всевышнему. И получил, что просил.
Все дело в стремлении. Человек обязан стремиться к мудрости. Если он по-настоящему будет стремиться к ней — быть ему «мудрым сердцем», одним из тех, про кого написано: «В сердце каждого, мудрого сердцем, вложил Я мудрость».
Таким «сердечным» мудрецом был ученик и приемник Моше — Йеошуа бин Нун, под началом которого евреи, уже после смерти Моше, вошли в Эрец Исраэль. Тора говорит о нем: «Человек, на котором пребывает дух». Комментатор Сфорно поясняет: «Был готов принять на себя свет Небес». Готов был принять мудрость в сердце.
Итак, настоящая мудрость — это стремление к мудрости, внутренняя готовность к духовному подъему. Понимание этого, сбережет нас и наших близких, и напомнит, что двери общины всегда открыты.