В.Бронштейн 

Много лет назад, в былые советские времена, в Доме политпросвещения произошла занятная история. Дело было на семинаре пропагандистов учебных заведений, которые проводились дважды в году, и их участники, вырвавшись из своих школ, были рады общению друг с другом. Автор этих строк, молодой директор Белозерской школы №2, встретив там своего старшего наставника, любимого учителя истории Александра Рафаиловича Аронова, естественно, уселся рядом, надеясь веселее скоротать время никому не нужных занятий.

В большом зале шумели. Худощавого лектора, с глубоко запавшими глазами и чуть кривыми губами, никто не слушал, так как он явно отбывал номер, бубня себе что-то под нос. В помещении, как говорится, мухи вяли. Должен признаться, что глуховатый Аронов говорил чуть громче других, а так как при встречах со своим кумиром я положительно глупел, стараясь казаться умнее, он иногда позволял себе раскатисто смеяться над моими простоватыми шутками. Так что в том, что после случилось, больше виноват я, хотя пострадал мой старший приятель.

В общем, в какой-то момент заунывный лектор не выдержал и вдруг обнаружилось, что он обладатель высоких голосовых регистров:

 – Эй, вы, гражданин в клетчатой сорочке! – что было силы возопил он, и все в зале стали поворачиваться в нашу сторону. – Да, да, я обращаюсь к вам, – напористо продолжал он, указывая пальцем на Аронова.

– Вроде пожилой человек, а болтаете, как пацан на улице! Не интересно, что я говорю – никто вас не держит, идите себе, куда глаза глядят, а мы потом разберемся, как вы сюда попали и из какой школы! 

Бедный лектор! Тогдашний первый секретарь обкома комсомола, а это был он, не знал, на кого нарвался. Учитель Аронов, блестящий эрудит, один из самых умных людей, встреченных мной в жизни, обладал мгновенной реакцией и острым, как бритва, языком. Всего несколько секунд понадобилось ему, чтобы встать и четко промолвить в притихшем зале:

 – Товарищ первый секретарь обкома комсомола! Вы меня назвали «гражданином», как обращаются к уголовникам в зонах, но я на вас не в обиде. Ведь, в моем понимании, слово «гражданин» преисполнено высоким звучанием, пробуждающим каждого к исполнению своих гражданских обязанностей, типа: “Защита отечества есть священный долг каждого гражданина” – спасибо вам за такую оценку моей личности!

Не обижайтесь на шум в зале! По-другому и быть не может, потому что лектор из вас никакой. С таким уровнем развития и дикции лекторская деятельность не показана. Скажу больше. Вспомните слова, которые приписывают Наполеону: «Стадо баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над стадом львов, возглавляемых бараном».

Так вот, смею вас заверить, что с таким, как вы, руководителем Херсонский обком комсомола – коллективный баран! Вы меня поняли, уважаемый товарищ?!

Читателю трудно представить, какой резонанс вызвала в городе эта история, бережно хранимая в моей памяти. Но если бы Александр Рафаилович был жив, я бы ему сказал:

 – Мой дорогой учитель! Как Вы ошиблись с оценкой, данной комсомольскому вожаку! Ведь пламенный ленинец, выйдя на оперативные просторы нынешнего безвременья, стался на безрыбье матерой рыбиной.  Сделал партийную карьеру. Побывал председателем областного совета и главой облгосадминистрации. В общем, где он только не побывал… Трудно живётся, когда такие лица являются столпами общества.