Из главы «Бегаалотха», которую мы изучаем на этой неделе, комментаторы священных текстов выводят целый ряд законов, в том числе, следующие:

  • Каждый еврейский мужчина обязан изучать Тору по мере своих способностей и возможностей. Мицва изучения Торы не относится к женщинам. Одна из причин, возможно, состоит в том, что обычно женщины заняты по дому. Если бы они посвящали все свободное время изучению Торы, то скорее всего удовлетворение нужд их семьи было бы пущено на самотек. Тем не менее, женщина, которая настаивает, чтобы её муж и сыновья изучали Тору, получит за это большую награду. Кроме того, разумеется, и женщине надо знать законы Торы, относящиеся к ней, поэтому и ей следует изучать книги алахи и еврейской морали.

 

  • Для работающего человека большая мицва – установить определенные часы для Торы и стараться их не пропускать. Многие занимаются Торой до или после утренней молитвы, пока голова ещё свежа. Другие ходят на урок Торы каждый вечер. Тем не менее, тот, кто совсем не может или не умеет изучать Тору, пусть дает деньги ешивам, и тогда изученная там Тора засчитывается частично и ему.

 

  • Большая мицва – обучать Торе других. Эта заповедь в первую очередь относится к обучению собственных детей и внуков, но также и к обучению любых других евреев. Тот, кто сам не может учить детей, выполняет эту заповедь, посылая их в ешиву: когда он платит раввинам ешивы, он делает их своими посланниками в выполнении этой заповеди. (Заметим, что и посылающий детей в ешиву не освобожден от заповеди их воспитания. Более того, даже чужих маленьких детей нельзя приводить к несоблюдению заповедей, например, просить их сделать что-нибудь в Субботу или давать им некошерную пищу.)

 

         Вопросы изучения Торы – от момента дарования её и вплоть до наших дней – вызывают оживленную, а иногда и достаточно резкую, полемику. Упрощенно, дискуссия по этому поводу выглядит так: кто может изучать Тору – все или избранные? Лишь те, кто обладает особыми способностями, материальными возможностями обеспечить себя и свою семью, не занимаясь производительным трудом, или – любой, желающий постичь ее святые глубины, независимо от всех прочих привходящих условий?

          Представители ряда уважаемых школ изучения нашей главной Книги отвечают на это по-разному. Известен спор между школами Шамая и  Гилеля, где первый гений провозгласил: «Не каждый будет изучать, а только тот, кто умен, скромен, хорошего происхождения и богат». Мудрый Гилель категорически против: «Каждый будет изучать! Было много грешников в Израиле, но они приблизились к изучению Торы и превратились в праведников».

На  заре становления хасидизма Алтер Ребе спорил с другими учениками Магида из Межирича – насколько должно быть распространено новое учение. Его оппоненты считали, что обучать хасидизму нужно только избранных, и этого будет вполне достаточно. То есть, думали, в первую очередь, о себе и лишь потом – о деле, которому посвятили свои жизни. Алтер Ребе делал все, чтобы истинное учение распространялось во всем народе. Последние десятилетия показали его правоту. Благодаря подвижнической деятельности Хабада и других иудейских религиозных конфессий, еврейство оживлено и Галаха в споре между Шамаем и Гилелем окончательно установлена по мнению школы Гилеля: «Торе надо обучать всех, и чем больше евреев прикоснутся к ее живительному источнику, тем лучше». Спасибо ему, и наша отдельная признательность – Шамаю, ибо ничто так хорошо не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. Мы должны сами учиться и учить других. Это поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.