Всё в руках Небес
Составитель Евгений Левин.
Неужели врата Небес закрылись? Почему путь нечестивых успешен?
25 швата 5715 года (17 февраля 1955)
В своем письме от 12 швата (4 февраля) Вы пишете о финансовом положении своей семьи: Вам трудно зарабатывать на жизнь, и при этом Вы вынуждены поддерживать других членов семьи. Поэтому Вы спрашиваете: во-первых, неужели врата Небес закрылись и, во-вторых, «почему путь пустых успешен»?
Думаю, Вы помните и без меня, что в процитированном Вами стихе сказано не: «Почему путь пустых успешен?», но: «Почему путь нечестивых успешен?» В свое время тем же вопросом задавался наш учитель Моше (см. Брахот, 7а ). С тех пор прошло несколько тысяч лет. Все эти годы евреи учили Тору и соблюдали заповеди, благодаря чему выжил и сохранился наш народ, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы вы все ныне» , — по этой, и только по этой причине.
Это справедливо и для каждого из нас, для мужчин и женщин. Если какие-то вещи даются человеку тяжело, особенно когда речь идет о заработке, то это происходит вовсе не из-за того, что человек соблюдает Тору и заповеди. Напротив, если он укрепится в своем уповании на Всевышнего, который «по милости, любви и милосердию посылает пищу всему живому», то тем самым он уменьшает трудности, и в конечном счете его заработки увеличатся. А самое надежное средство достичь успеха — больше учить Тору и скрупулезнее соблюдать заповеди, как сказано: «Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой. И сходиться будет у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда сходиться будет с посевом, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить спокойно на земле вашей» .
Вы, несомненно, слышали об обычае, установленном моим тестем и учителем, — ежедневно читать соответствующий раздел книги псалмов. Отныне этому обычаю нужно следовать и Вам. Дай Б-г, чтобы это привело к скорым изменениям к лучшему.
Нет и не может быть ничего, кроме блага
17 адара 5715 года (11 марта 1955)
Когда человек находится перед лицом Царя царей, Святого, благословен Он, очевидно, что если он будет помнить об этом, то ему откроется, что там, где он есть в данный конкретный момент, нет и не может быть ничего, кроме блага, поскольку ни у кого, кроме Всевышнего, нет над нами никакой власти. Если же человек оказался в ситуации, когда он не может понять, в чем заключается ее благо, то это связано только с тем, что он был неточен в своих выводах. Ибо в противном случае он бы понял, что «все, что ни делает Милосердный, во благо Он делает» .
Ваше бодрое настроение приведет к тому, что хороших новостей станет больше
11 ияра 5715 года (3 мая 1955)
Отвечаю на Ваше письмо от 4 ияра (26 апреля). Это первое Ваше письмо, которое Вы сформулировали в соответствии с предписаниями нашего главы [рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона], то есть так, как подобает человеку верующему и уповающему на Творца. Ибо, как объясняется во многих еврейских источниках, когда мы полагаемся на Всевышнего, Он непременно удовлетворяет все наши потребности, в самом буквальном и материальном смысле этого слова, — даже если, согласно всем подсчетам, мы того не заслуживаем.
Дай Б-г, чтобы Вы и впредь писали мне с таким настроем. Это само по себе приведет к тому, что хороших новостей будет больше, что явно проявится и в тех делах, о которых Вы мне писали.
(Игрот кодеш. Т. 11. С. 84. Письмо 3468)
И пусть подтвердится моя уверенность в победе добра и истины, даже когда речь идет о партиях
24 ияра 5715 года (16 мая 1955)
Продолжая наш разговор об Объединенном религиозном фронте и сознавая, что для формирования единого списка остается крайне мало времени, я хотел бы поговорить о том, что мне кажется сейчас самым главным и актуальным.
Известно, что партия требует от своих членов, чтобы те на время поступились своей личной выгодой ради общего партийного блага. Аналогичным образом, партия как единое целое идет на те или иные компромиссы ради пользы всего общества. И нет необходимости распространяться о самоотверженности многих и многих представителей нашего народа, когда речь шла о соблюдении предписаний Творца. Нашей религией является бесконечная Тора Всевышнего, и, соответственно, следующая за самопожертвованием ради нее польза для всего народа столь же бесконечна.
Религиозный еврей и вслед за ним партия, называющая себя религиозной, обязаны ставить во главу угла нашу религию и лишь во вторую очередь руководствоваться партийными соображениями. Если же партийные интересы будут превалировать над религиозными, это неизбежно приведет к опасным компромиссам, которые нанесут непоправимый вред не только членам партии, но и всему народу.
Вспомните о том, что происходило во время последних выборов в кнессет, когда религиозные партии не сумели договориться между собой и ее члены были заняты распрями и взаимными обвинениями, исполнив со всей скрупулезностью слова стиха: «Разрушители твои и опустошители твои выйдут от тебя» .
Для того чтобы влиять, вовсе необязательно быть главой партии. Согласно учению хасидизма, в Б-жественной душе имеется аспект мудрости (см. «Танья», конец главы 19), и когда он начинает действовать, все помехи аннулируются, будто их вообще никогда не существовало. Сила его столь велика, что человек способен устоять перед самым тяжелым испытанием, вплоть до расставания с жизнью. И я уверен, что если Вы задумаетесь на короткое время о том, что задержка в создании единого религиозного фронта пагубно отразится на всех евреях, живущих на земле, на которую направлен взор Всевышнего от начала и до конца года , то Вы, без сомнения, поймете, что единство — наша сила, и каждый, кто может привести евреев к единству, окажет всему народу Израиля неоценимую услугу.
Одно из указаний, данных моим тестем и учителем рабби Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном, касалось того, что мир называет оптимизмом, а хасидизм — упованием: полной верой в то, что в итоге добро торжествует, причем не только на уровне всего народа в целом и в конце времен, но и для каждого еврея в его самом ближайшем будущем.
Надеюсь, мои усилия не окажутся напрасными и, несмотря на то что времени осталось очень мало, единый фронт будет создан.
В любом случае я пишу эти строки, поскольку человек всегда должен смотреть на себя и на весь мир так, будто они находятся в равновесии . И я верю, что, если от Вас потребуется особая твердость духа, Вы сумеете беспрепятственно добиться изменения позиции Вашей партии в течение тех нескольких недель, что остались до предъявления списков. И да будет угодно Всевышнему, чтобы Вы использовали эту возможность, направив все свои усилия на благо создания единого фронта из всех четырех партий, и преуспели.
Надеюсь, что, помятуя о том, что человека не судят в момент [его] скорби , Вы не станете обижаться на некоторые мои слова, приведенные выше, даже если они кажутся Вам слишком резкими.
Заранее благодарю за то, что Вы своевременно сообщите мне добрые вести в отношении самого главного. И пусть подтвердится моя уверенность в победе добра и истины, даже когда речь идет о партиях.
(Игрот кодеш. Т. 11. С. 118. Письмо 3503)