В главе Экев, изучаемой на этой неделе, Моше горестно говорит, что еврейский народ не заслужил своими делами получение Земли Израиля. И четко предостерегает: «Не говори в сердце своем… за праведность мою привел меня Всевышний унаследовать эту Землю, ибо не за праведность твою и не за прямоту сердца твоего пришел ты унаследовать землю их, но за злодейство народов этих… и ради исполнения того, о чем поклялся Г-сподь отцам твоим».

          Давая соплеменникам прощальное напутствие, Моше принимает на себя нелегкую и неблагодарную миссию: дабы доказать, что евреи недостойны воистину царского подарка – Земли Обетованной, он вновь  перечисляет все грехи сынов Израиля в пустыне, свидетельствующие об их непокорстве и упрямстве. И если народу по завершению сорокалетнего пути кажется, что он обрел заслуги, дающие ему право на такой щедрый дар и преимущество перед другими народами, то это мнение ошибочно и свидетельствует разве что о непомерной гордыне. В нашем «послужном списке» столько нелицеприятных примеров, что мы, скорее, заслуживаем наказания, а не поощрения.

             Если иначе, то мысли Моше могут быть сформулированы так: «Избрание еврейского народа – не следствие его благородных поступков. Наоборот: наши последующие добрые дела – следствие того, что мы избраны. Тот, кто никак не заслужил свое высокое положение, не может задирать нос и чувствовать превосходство над другими. Его долг в другом: видеть себя посланником, получившим кредит доверия, и ощущать свою ответственность перед всем миром, который должен быть исправлен его руками под властью Всевышнего…».

Раввин Моше Вейсман в книге «Мидраш рассказывает» обращает внимание на то, что задача любого мудрого человека – не потерять страха перед Б-гом в своем благополучии:

«Богатый человек легко забывает Б-га. Даже тот, кто был беден, внезапно разбогатев, имеет склонность забывать, что от нищеты его избавил Ашем. Поэтому Моше предупреждал евреев: “Богатый человек может легко забыть Б-га (ибо, в отличие от бедняка, ничто не заставляет богача обращаться к Нему). Когда, процветая в Ханаане, вы построите собственные дома, возделаете землю и умножите свои богатства торговлей, то можете оказаться во власти высокомерия и соблазнов. Вы можете заявить: “Богатство и успех — это результат моих усилий и стараний”. Вам захочется вычеркнуть из памяти любые воспоминания о сорока годах скитаний по пустыне, которые показали вашу зависимость от милостей Ашема, научили бояться Б-га и доверять Ему. Я предупредил вас, что даже в благополучии Ханаана вы должны помнить: удачу посылает Ашем.

           Люди обычно приписывают собственные успехи своим способностям, отодвигая Всемогущего на второй план. Тора учит нас другому отношению: все, что мы получаем или производим в царстве материального, зависит от Б-га, Который одаривает нас умственными и физическими совершенствами, необходимыми для достижения успеха. Даже если Ашем наделит нас прекрасными способностями, мы все же не преуспеем, если Он того не пожелает».

Другими словами, помня, что от здоровой уверенности до нездоровой самоуверенности — один шаг!,   и не делая его – мы сохраним себя и своих близких, и не забудем, что двери общины всегда открыты.