В главе «Ваэтханан», которую мы изучаем на этой неделе, Моше поведал народу Израиля о том, как он умолял Всевышнего позволить ему войти в Святую Землю, но Б-г ему отказал, велев вместо этого взойти на гору и лишь взглянуть на Землю Израиля.
Продолжая “повторение Торы”, Моше говорит об исходе из Египта и даровании главной Книги, как о беспрецедентных событиях в человеческой истории: “Случалось ли когда-нибудь нечто, как это великое дело, или слыхано ли подобное ему? Слышал ли народ голос Б-га, говорящего из среды огня, … и остался в живых? Тебе было явлено, чтобы ты знал, что Г-сподь есть Б-г, нет другого, кроме Него!”
Моше предсказывает, что в будущих поколениях народ отвернется от Б-га, станет служить идолам и будет изгнан из своей земли и рассеян среди других народов. Но там мы все равно станем искать Б-га и вернемся к соблюдению Его заповедей.
Эта глава также включает повторение Десяти Заповедей и фрагмент “Слушай, Израиль!”, провозглашающий фундаментальные основы еврейской веры: принцип единства Б-га (“Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!”), заповедь любви к Творцу, повеление изучать Его Тору, а также повязать “эти слова” в виде тфилин на руку и на голову и начертать их в мезузах, укрепляемых на косяках дверей.
Традиции предков призывают нас к бережному и внимательному отношению к каждой личности, не исключая даже тех, кто отошел от веры отцов или вовсе разуверился в Высшей Силе. Этих несчастных принято считать оступившимися и лишь на время покинувшими свою подлинно еврейскую суть. Мы – им не судьи и должны верить, что Всевышний милостив и каждому дает шанс перемениться, чтобы исправить свои грехи.
О доброжелательности к ближнему свидетельствует поучительное высказывание
раввина Залмана из Вильнюса, ставшего как-то свидетелем того, как один еврей в преддверии Йом-Кипура стал просить прощения за свое злословие у другого прихожанина. И тот с гневом выкрикнул: «Никогда! По закону я не обязан тебя прощать, своими словами ты нанес мне большой вред!».
И в этот момент раву Залману открылась истина, и он во всеуслышание заявил:
«Только сейчас я понял слова мудрецов Талмуда: “Иерусалим был разрушен лишь из-за того, что люди поступали по всей строгости закона, но не со снисхождением” (Баба Мециа 30). На первый взгляд, пророки упомянули множество грехов народа — причин разрушения Храма. Однако во все времена, когда евреи прощали друг друга, Всевышний прощал им их грехи. Но когда евреи перестали проявлять снисходительность и начали поступать по отношению к другому “по всей строгости закона”, то и Всевышний наказал их “по всей строгости закона” за их грехи!».
Услышав это, обиженный тут же простил обидчика…
Более того, Тора учит, что снисходительное отношение к нарушителям разного рода правил и установлений, особенно, когда их прегрешения случайны или являются плодом недомыслия, становится законом. Тот же, кто в подобных случаях продолжает поступать согласно «букве закона», наоборот, преступает закон.
В Талмуде содержится рассказ о беднягах-работниках, которые по неосторожности повредили имущество Рабе бар Бар Хане: разбили его кувшин с вином. Удрученный происшедшим, тот взял у них в заклад одежду, стремясь таким образом заставить их возместить ущерб. Об этом сообщили раввину, который немедля приказал: «Верни им одежду!».
— Разве таков закон?
— Таков! «Чтобы ты ходил путем добрых…» (Притчи царя Соломона 2:20)». (Раши поясняет: «Чтобы ты поступал снисходительно»). Но когда он вернул рабочим их одежду, те сказали: «Мы бедняки, целый день трудились, а теперь голодны, нечего нам есть!». На что рав сказал: «Оплати им их труд!»
– Разве таков закон?!
— Таков! Как сказано далее: «… и держался стези праведников» (Баба Мециа 83).
Великий Раши четко поясняет: «доброе» — это уступка за чертой закона. Когда человек уступает положенное ему по праву, проявляя снисхождение к ближнему, то и Небеса проявляют снисходительность и милосердие к нему!
Очень хотелось бы, чтобы читатель, глубоко вникнув в стихи главы «Ваэтханан», вынес для себя ценный урок, что беречь себя и своих близких – это всегда проявлять снисхождение к ближнему. И помнить, что двери общины всегда открыты.