Читая завершающие главы Торы, мы видим, что они носят характер четких предписаний о сумме знаний, необходимых для выживания и процветания народа, избавившегося от Египетского рабства.
Разбирая содержание главы «Ки Тецэ, которую мы изучаем на этой неделе, обратим внимание на заповедь, вызывающую недоумение у начинающих изучать наши священные тексты:
«Когда будешь строить дом новый, то сделай перила к кровле твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, если упадет кто-нибудь с него». («Дварим, 22:8)
Неужели столь простая, на первый взгляд, вещь нуждается в том, чтобы быть специально отмеченной в нашей Инструкции на все времена? Разве кому-нибудь на самом деле не ясно, что, находясь на возвышении, следует непременно подстраховываться от падения, которое может стать губительным? Причем, в первую очередь, для себя, не говоря уже о ком-то другом. Да и потом, насколько эта заповедь актуальна в наши дни?
Каждому известно, что в древности крыши жилищ на Востоке делали плоскими, с целью использования для всяких хозяйственных нужд, а иногда и непосредственно для жизни там, на свежем воздухе. Вместе с тем, времена меняются, и мы уже давно живем в многоквартирных и многоэтажных домах. И даже если они нуждаются в перилах на крыше, то все равно изготовить их — это не наш святой долг перед Торой, а прямая обязанность строителей. Согласны?
Кроме того, почему для исполнения этой заповеди так необходим именно «новый дом»? Разве крыша старого дома не нуждается в перилах?
Таких вопросов можно задавать множество, но ответы на них ничего не откроют, если пренебрегать сутью «дома» согласно еврейской традиции. У нас ДОМ – далеко не всегда просто жилище. Любой согласится, что ДОМА бывают разные: это и Храм, то есть дом Б-жий, и Дом собрания – синагога, и дом учения – ешива. А здесь прошу особого внимания читателя: «новый дом» – любое начинание в нашей жизни. Это, прежде всего, создание новой семьи, как самый простой и всем понятный пример житейского строительства, которое в одном из семи благословений (произносящихся во время свадебной церемонии) так и называется: «строение на века». Тем более, слово «дом» в еврейской традиции имеет также значение «семья», или даже «жена», как было сказано про Яакова и его семейство («Шмот», 1:1): «И вот имена сынов Израилевых, вошедших в Египет; с Яаковом вошли они, каждый с домом своим». Здесь выражение «человек и его дом» переводится как «муж и его жена» или «его семейство» (см. также Мишну, трактат «Йома»).
По крупному счету, любой новый этап нашей жизни – это «новый дом», влекущий за собой новые проблемы и испытания, для преодоления которых необходимо предусмотреть нужные «перила» и «ограды», чтобы ни при каких условиях не упасть и не разбиться.
Недаром лидер нашего поколения, Любавичский Ребе, говоря о ДОМЕ, прежде всего, предостерегает нас от падения, как духовного, так и физического, что чревато непременной гибелью личности:
«Пока человек находится в своем «доме», в привычной для себя обстановке, в еврейской атмосфере, окруженный близкими по духу людьми, — он в относительной безопасности: как духовной, так и физической. Дома, как известно, и стены помогают, а соблазн здесь минимальный — ведь в своем доме ему все знакомо, все искушения давно преодолены. Другое дело, когда он поднимается и выходит «на крышу» — уровень, который для него является предельным — выше только небо, и подходит к крайней черте. Тут возникает духовная опасность «падения». Тогда и нужны те самые «перила» или «ограда», которые удержат его, даже если он сделает неверный шаг или переоценит свои силы».
Строя «новый» дом и не забывая про спасительные перила на крыше, мы сбережем себя и своих близких, и не забудем, что двери общины всегда открыты.