Само название главы, изучаемой на этой неделе (ки таво означает «когда придешь»), говорит про то, что с этого места Автор Торы переходит к финальной части Своего повествования, включающей взаимоотношения Израиля, Торы и Всевышнего – в свете прошлого, настоящего и будущего. То есть, читая стихи этой главы, мы знакомимся как бы с послесловием к нашей главной Книге, где нам предлагается сделать главный в своей жизни выбор.
Тот выбор, который ты определяешь сам: идти по жизненному пути с Всевышним, или брести в безвестность по рытвинам и ухабам в компании сомнительных попутчиков.
Требование сделать выбор относится не только к нашим далеким предкам, но и к каждому из нас, их кровных наследников, то есть эти слова актуальны для каждого еврея и на все времена. Как полагают исследователи священных текстов:
«Выбор, единожды сделанный нами при заключения договора с Б-гом, должен ежедневно повторяться на уровне каждого человека – и человеческого общества в целом, которое и называется в Торе “народ Израиля”. Израиль – народ, но суть этой формулировки на самом деле значительно шире, чем только народ: это новый образ существования, при котором человек осознанно живёт в диалоге с Творцом Вселенной».
Главное здесь – не обманываться, что в этом диалоге ты равный участник. Хорошо уже то, что тебя допустили к Всемогущему, и ты можешь быть выслушан, понят и поддержан…
Обратите внимания на слова: «Г-спода превознес ты ныне, чтобы был Он тебе Б-гом и чтобы ходить по путям Его и соблюдать уставы Его и заповеди Его, и законы Его, и слушать гласа Его. И Г-сподь превознес тебя ныне, чтобы был ты Ему особым народом, как Он говорил тебе, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его.
И чтобы поставить тебя выше всех народов, которые Он сотворил, на хвалу и на славу, и на благолепие, и чтобы был ты народом святым у Г-спода, Б-га твоего, как Он говорил». (Дварим, 26; 17-19).
Отсюда следует, что евреи не «выше всех народов» по факту своего рождения или какому-то природному праву. Быть евреем – это стать членом единого сообщества тех, кто стремится «ходить по путям Его», независимо от национального происхождения человека. А это значит, любой может войти в наше сообщество и стать, таким образом, иудеем. Как говорится, добро пожаловать!
Но сделать это далеко не просто: следует пройти гиур, налагающий на личность множество необходимых ограничений.
Среди людей, которые перешли в иудаизм, было немало ярких личностей, сыгравших большую роль в истории нашего народа. Напомню лишь о моавитянке Рут, жизнь которой относится к последним годам периода Судей, настолько привязанной к своему мужу-еврею, что, овдовев, она решила не расставаться со своей свекровью Наоми, приняла ее религию и стала знаменитой библейской праведницей, подлинным символом вхождения в еврейский народ, отчего часто женщины, проходящие гиюр, выбирают себе ее доброе еврейское имя. Но, повторяю, приход в иудаизм – процесс сложный.
В любом случае, возвращаясь к теме нашей главы, нельзя забывать, что еврейский Выбор – между двенадцатью проклятиями и таким же количеством благословений. И сделав его верно, мы сберегаем себя и своих близких и не забываем, что двери общины всегда открыты.