Раввин И.Вольф
Главное действующее лицо главы «Лех Леха», изучаемой на этой неделе, из тех представителей рода человеческого, которые, чем бы они ни занимались, строят великий Храм нашей духовности, ибо свято исполняют повеления Всевышнего. Начало главы – призыв к немедленному действию: “И сказал Г-сподь Авраму: Иди себе из страны своей, с родины своей из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе…”. (Берешит 11-12, 1)
Казалось бы, здесь все ясно, но хасидские комментаторы давно обратили внимание на то, какой глубокий каббалистический смысл кроется в этих словах. Потому что элементарное «иди себе» (так переводится с иврита «лех леха») – это вовсе не «гуляй отсюда», или того хуже – «вали подальше», чего ожидать от Всемогущего в принципе недопустимо.
Любавичский Ребе утверждал, что «Слово «идти» в контексте Торы имеет значение двигаться по направлению к высшей цели человека – к служению Творцу. И на это намекает фраза «иди к себе», то есть к сути своей души и к той конечной цели, ради которой ты был сотворен.
Такая заповедь была дана Аврааму, и начало повествования передает ее смысл, ибо ему было приказано покинуть свое языческое прошлое и идти в Израиль. А по пути совершить все то, что он совершил». И, надо признать, со своей задачей наш праотец достойно справился.
Но было у него одно уязвимое место – уж очень удручало отсутствие собственных детей. Мидраш повествует, что после того, как Авраам выиграл битву с четырьмя царями, он обратился в Всевышнему:
— Можно ли мне высказать одну просьбу? — спросил Аврам.
— Проси обо всем, что пожелаешь, — ответил Ашем.
— Все, что я получил до сих пор, не имеет никакой ценности, ибо я бесплоден и у меня нет детей.
Аврам жаждал получить детей лишь с одной целью: положить начало народу, который служил бы Ашему.
— Кто займет мое место, после того, как я умру? — вопрошал он. — Будет ли это Лот, жаждущий стать моим наследником, или им должен стать мой непревзойденный ученик Элиэзер, который учит людей моей вере?
— Никто из них не будет наследовать тебе, — пообещал Ашем. — Твой собственный сын займет твое место.
— Властелин Вселенной! Согласно звездам, я не способен иметь сына.
— Забудь об астрологии. Твоя судьба выше предсказания звезд. Мазал (естественный ход вещей, направляемый созвездиями) не властен над еврейским народом.
В мидрашах содержится такая история:
«Случилось однажды так, что р.Янай и р.Йоханан стояли у ворот города Тверия. Рядом с ними стояли два языческих астролога и наблюдали за всеми работниками, которые в то утро проходили через ворота. “Посмотрите на тех двух мужчин в толпе, — обратились они к мудрецам.
— Видите? Сегодня утром они идут на работу, но живыми уже не вернутся. Им обоим суждено погибнуть от укуса змеи”.
Р. Янай и р. Йоханан дождались возвращения работников. Среди них они снова увидели тех двоих, о которых говорили астрологи.
— Разве вы не предвещали, что эти двое не вернутся живыми, погибнув от змеиного укуса?
— спросили мудрецы. — Но вот они идут живые и бодрые.
Астрологи и сами были удивлены. Они подозвали двух мужчин и спросили: “Чем вы занимались сегодня утром?
— Тем же что обычно. Сначала прочли Шма и Шмоне Эсре, а затем отправились на работу.
— Так вы евреи?! — воскликнули астрологи. — А предсказания астрологов к евреям не относятся».
Хорошенько запомним, что для нас существует действующее уже тысячи лет правило: наша судьба (мазал) не предопределена раз и навсегда. Мы можем изменять ее с помощью молитвы, благотворительности и духовных достижений. А кроме этого, чары чужих кудесников для детей Избранного народа бессильны. Их манипуляции если и воздействуют, то исключительно на своих соплеменников. Мы – не жертвы всяких проходимцев!
Так что бережём себя и своих близких, не верим всякой чепухе и помним, что двери общины всегда открыты!