Раввин И.Вольф                                                                      

                     Через главу «Пкудей», изучаемую на этой неделе, завершающую книгу «Шмот» и представляющую итог работы по созданию Храма, красной нитью проходит тема еврейской честности.

Сама причина появления такого отчета – это стремление Моше, чтобы каждый из сынов израилевых знал, на что истрачены средства при возведении Мишкана, и не было ли при этом каких-то злоупотреблений. Вот почему к моменту завершения работ он назначает серьезную финансово-хозяйственную проверку, возглавить которую доверяет своему племяннику Итамару, первому ревизору в истории нашего народа. Таким образом, состоялся строжайший учет средств, израсходованных на создание Храмового передвижного комплекса, причем, сразу по нескольким направлениям.

С тех пор прошли десятки веков, но вместе с этим отчетом мы получили пример того, что большие дела можно совершать лишь под руководством людей кристально честных. А чтобы не гуляли по миру фальшивые слухи и у людей не было излишних сомнений, существует только один прием – полная открытость, или, как говорят сейчас, прозрачность всех действий.

Возвращаясь к категории честности, свойственной каждому верующему еврею, приведу историю из жизни нашего великого цадика:

«Говорят о раввине Исроэле Баал-Шем-Тове, основателе хасидизма, что как-то раз путешествовал он по еврейским местечкам Польши; возница вдруг возьми да и остановись посреди большого поля. «Пойду разживусь бесплатно капустой и горохом, – заговорщическим тоном сказал он своему седоку. – А вы, уважаемый, предупредите меня, пожалуйста, если покажется сторож».

Возница пошел воровать овощи, но через минуту слышит голос раввина: «Осторожно, он видит, видит!» Испугался возница, понял, что попался, и бросился во весь дух обратно на дорогу, к повозке. А там огляделся по сторонам – что такое? Поле широкое, зеленое, гладкое – и никого! Дорога тоже пуста… «Зачем  же вы зря кричите, почтеннейший? – с обидой спросил он пассажира. – Нет здесь ни души, никто меня не видит». Баал-Шем-Тов покачал головой: «А о Б-ге ты забыл? Б-г тебя видит…»

Другими словами, еврейская честность зиждется не столько на правилах, уставах. всяческих законах (хотя и это безусловно соблюдается), сколько на понимании того, что каждый твой шаг виден Сверху и непременно будет должным образом оценен. За прегрешением следует неотвратимое наказание. Честность – в любом своем проявлении – свидетельствует о высокой духовности личности, что непременно вознаграждается как на Земле, так и на Небе. В первом случае, для назидания рядом стоящих, что же касается Небес – в виде окончательного расчета.

Завершая этот разговор, не могу не рассказать историю, которую я уже как-то приводил в рамках наших еженедельных бесед..

В музыкальном мире хорошо известна история одной молодой немки, которая

зарабатывала на содержание себе и своих родителей уроками и игрой на пианино. Она ложно выдавала себя ученицей Ференца Листа, знаменитого венгерского композитора и музыканта.  
           Однажды Лист приехал в город, где жила бедная девушка, дать концерт. Девушка поняла, что с его приездом все обнаружится, и она и ее родители останутся без куска хлеба. Она пошла к Листу и со слезами на глазах призналась во всем, что она делала. Великий композитор и музыкант внимательно выслушал ее, посмотрел не её смущенное лицо и попросил показать ему свои музыкальные способности. Взволнованная девушка начала играть. 
           – А теперь, моя дорогая, – сказал он, – Вы ученица Листа. Можете сделать объявление, что Вы будете играть первую часть концерта, а вторую – Ваш учитель Ференц Лист…

 Честное ведение дел, честные отношения между членами семьи и стойкое неприятие любого обмана – помогут нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что нас ждут в синагоге.