Глава «Пинхас», которую мы изучаем на этой неделе, по сути – иллюстрация справедливости притч царя Шломо (Соломона), в частности, его утверждения: «Праведник избавляется от беды, вместо него попадает в нее грешник».
Глава названа именем человека, прикрывшего своим жестким поступком срам нашего народа, впавшего в грех блудодейства в Моавитянском царстве, через которое мы следовали к Земле Обетованной.
Кудесник Билам, которого правитель Балак умолял проклясть сынов Исраэйля, дал ему дьявольский совет: хочешь, чтоб Б-г отступился от Избранного народа – сбей его с пути истинного. За эту задачу взялись моавитянские женщины, и то, что не вышло у их мужей – разбить евреев в ратном сражении – вот-вот могло завершиться полным успехом их развратных спутниц – жен и сестер. Тем более, евреи возвращались из Египетского рабства не с пустыми руками, что представляло особый интерес для чужеземных красавиц.
Словом: «И жил Исраэйль в Шиттиме, и начал народ блудодействовать с дочерьми Моава, И приглашали они народ к жертвам божеств своих; и ел народ, и поклонялся божествам их. И прилепился Исраэйль к Баал-Пеору. И возгорелся гнев Господень на Исраэйля. И Господь сказал Моше: возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, и отвратится ярость гнева Господня от Исраэйля». Бемидбар, 24:25; 1-4.
Преступление налицо и наказание Ашема постигает тысячи совратившихся. Жестокий мор уносит жизни множества людей. Число познавших Египетское рабство в еврейском стане резко уменьшается. Количество грешников на этот раз было столь велико, что сама цель достижения Земли Обетованной оказалась под угрозой: в живых могло остаться слишком мало людей, способных начать новую жизнь на дарованных Ашемом цветущих землях. И тут нам встречается имя человека, прекратившего своим подвигом Кару Небес.
В самый пик массового блудодейства «некто из сынов Израиля привел и подвел к братьям своим мидьянитянку перед глазами Моше и перед глазами сынов Израиля…”. То есть, дошел до такой низости, что, не стыдясь, провел к своему шатру чужеземную развратницу и, вызывающе ухмыляясь, задернул за собой полог. Этот «некто» был Зимри, князь колена Шимона, не рядовой, а хорошо известный член еврейской общины. Что еще более угнетающе подействовало на всех свидетелей такого кощунства.
Но среди огромной толпы безучастных зрителей нашелся один, сумевший преодолеть собственное равнодушие, для которого общественное оказалось выше личного: “И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их…».
Вот как повествует об этом Мидраш «Пинхас, войдя в шатер Зимри, поразил копьем обоих грешников: Зимри, князя Израиля, и мидьянитянку Казби. Всевышний проявил для него Свои чудеса: вход в шатер приподнялся, и он вышел и вынес проткнутых копьем развратников, не сгибаясь; тела держались на копье; копье не сломалось; железный наконечник копья удлинился и пронзил их обоих так, что всем было видно, чем они были заняты; кровь не стекала на него».
Но история с князем Зимри, глумившимся над нравственностью Избранного народа, на этом не окончилась. Многие из присутствовавших были беспредельно возмущены – как это Пинхас взял на себя такую ответственность: самолично, без решения судей еврейских колен, вынести приговор грешнику и привести его в жизнь! Сыновья Шимона тут же окружили его и хотели убить. Но положение спасает Всевышний,
провозгласивший: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира; И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного, за то, что он вступился за Бога своего и искупил сынов Исраэйля» (Бемидбар, 26; 11-13).
«Те из колена Шимона, кто хотел напасть на Пинхаса и убить его, упали замертво». Остальные с облегчением вздохнули: наконец, прекратился очистительный мор, унесший десятки тысяч жизней грешников. А наш герой, мужественный и неравнодушный Пинхас, сын Эльазара и внук Аарона, единственный из Поколения пустыни оскорбившийся за Всевышнего и убивший еврея Зимри и мидьянитянку Казби, был удостоен Ашемом высочайшей чести: права на вечное коэнство, дарованное ему и его потомкам.
Затем в главе идет прямое указание Всевышнего отомстить Мидйану за совращение Израиля – разгромить народ нечестивцев. Мы узнаем о повелении Ашема произвести очередную перепись еврейского народа, на этот раз, уже с выяснением родословной каждого. Но обо всем этом, даст Б-г, мы поговорим уже в следующих годичных циклах изучения Торы, которая поможет нам сберечь себя и своих близких и не забывать, что двери общины всегда открыты.