Главы «Матот» и «Масей», изучаемые нами на этой неделе, затрагивают целый ряд важных проблем. Заметим, что на пути к Земле обетованной Поколению пустыни довелось пройти через ряд войн. Об отношении к захваченным у врага ценностям, характеризующем нравственный облик нашего народа, поговорим в рамках нынешней беседы.
Но сначала несколько слов о природе войн. Некоторые ученые считают, что война
— это внутривидовое сумасшествие или естественный ограничитель численности вида (человечества). Чаще всего для разжигания войн служат территориальные или экономические поводы. Впрочем, причины смертоубийства тысяч людей могут быть самыми разными.
Одной из наиболее серьезных – является ксенофобия (ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чуждому), воздвигнутая в ранг мировоззрения. Чаще всего, именно она вызывает национальную, религиозную или социальную вражду и служит основным инструментом разжигания войн, направления агрессии, определённых манипуляций массами внутри государства.
Грубо говоря, итогами войн являются массы погибших людей, множество увечных и главное – несчастных, утративших самое дорогое, своих близких. А также перераспределение материальных ценностей, перешедших от побежденных к победителям.
Тема трофеев нашла свое отражение и в нашей Главной Книге. В главе «Матот» содержится прямая инструкция, требующая неукоснительного соблюдения, о том, как поступать с захваченными в бою ценностями:
«И Г-сподь сказал Моше говоря: Исчисли поголовно захваченных в плен, от человека до скота, ты и Элазар, священник, и главы родов общины. И раздели добычу пополам между воинами, ходившими на войну, и всей общиной. И возьми дань Г-споду от воинов, ходивших на войну: по одной душе из пятисот – из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота. Из их половины возьмите это; и отдай Элазару, священнику, в возношение Г-споду. А из половины, что у сынов Исраэйля, возьми по одной доле из пятидесяти – из людей, из крупного скота, из ослов и из мелкого скота, из всего скота домашнего, и отдай их Левитам, исполняющим обязанности при скинии Г-сподней». (Бемидбар, 31,25:30).
Так и было сделано. А в итоге, уже после битвы: «И подошли к Моше начальники, которые над тысячами войска, тысяченачальники и стоначальники, И сказали Моше: рабы твои сосчитали поголовно воинов, которые поручены нам, и не убыло ни одного из них. И вот приносим мы приношение Г-споду, кто что добыл, из золотых вещей: запястья, пряжки, кольца, серьги и подвески для искупления душ наших пред Г-сподом». (Бемидбар, 31, 48:50).
Казалось бы, какое дело современнику до того, как распределялись трофеи тысячи лет назад, мало ли утекло воды с того далекого времени? Ан нет: уже то, что Всевышний прямо указывает Избранному народу, как поступать с захваченным в бою, указывает на Его высшую волю по поводу необходимости самого сражения, то есть дает четкий ответ на упреки всякого рода недоброжелателей по поводу захватнического характера проводимых сынами Исраэйля сражений. Ведь то, что предписано самим Всевышним, не подлежит оценке в рамках привычных для людских взглядов характеристик, типа «справедливости» или «несправедливости». Оно необходимо – и точка!
Ибо любое дело, освященное Свыше, должно нами свято выполняться, что сбережет нас и наших близких и не даст забыть, что двери общины всегда открыты.